Автор презентации: Боровикова Светлана Александровна, учитель информатики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г.Северодвинска Архангельской области Выход
Кибернетика В 1948 г. в США и Европе вышла книга Норберта Винера (1894 - 1964) «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине». Эта книга провозгласила рождение новой науки – кибернетики. Кибернетика - наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах. Основным открытием кибернетики является принцип универсальности схемы управления с обратной связью. К содержанию
Кибернетическая модель управления Управление – это целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты – управляемые. Составляющие процесса управления с обратной связью: управляющий объект; управляемый объект; канал прямой связи для передачи управляющего воздействия (команд управления); канал обратной связи для передачи информации о состоянии объекта управления, окружающей среды. К содержанию
Кибернетическая модель управления Управление – это целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты – управляемые. Определите все четыре составляющие процесса управления. Назовите возможные команды управления. К содержанию
Кибернетическая модель управления Управление – это целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты – управляемые. Определите все четыре составляющие процесса управления. Назовите возможные команды управления. К содержанию
Кибернетическая модель управления Управление – это целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты – управляемые. Определите все четыре составляющие процесса управления. Назовите возможные команды управления. К содержанию
Кибернетическая модель управления Управление – это целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты – управляемые. Определите все четыре составляющие процесса управления. Назовите возможные команды управления. К содержанию
Кибернетическая модель управления Управление – это целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты – управляемые. Определите все четыре составляющие процесса управления. Назовите возможные команды управления. К содержанию
Алгоритм управления Алгоритм управления – это последовательность команд по управлению объектом, выполнение которой приводит к достижению заранее поставленной цели. Задание. Определите алгоритмы управления для указанных объектов. К содержанию Проверить Алгоритм управления Учитель ведет урок Шофёр ведет автомобиль
Алгоритм управления Алгоритм управления – это последовательность команд по управлению объектом, выполнение которой приводит к достижению заранее поставленной цели. Задание. Определите алгоритмы управления для указанных объектов. К содержанию Алгоритм управления Учитель ведет урок Заранее составленный план урока Шофёр ведет автомобиль Заранее продуманный маршрут
Система автоматического управления (САУ) – система, в которой роль управляющего объекта поручается компьютеру, в память которого заложена программа управления (алгоритм, записанный на языке программирования). Пример: система управления беспилотным космическим кораблем. Задание. Опишите систему обучения, в которой роль учителя выполняет компьютер. Опишите механизмы прямой и обратной связи в данной системе. К содержанию АСУ
Автоматизированная система управления (АСУ) - это человеко – машинная система. Компьютер – помощник человека – управляющего. Пример: система диспетчерской службы крупного аэропорта. Задание. Приведите примеры известных вам АСУ. К содержанию САУ
Определение алгоритма Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящих от исходных данных к искомому результату. Слово «алгоритм» происходит от имени Мухаммеда – аль – Хорезми (787 - 850), первым предложившего приемы выполнения арифметических операций с многозначными числами. Налить в кастрюлю воду. Включить плиту. Поставить кастрюлю на плиту. Ждать, пока вода закипит. Засыпать в кастрюлю крупу. Посолить. Варить 10 минут. Выключить плиту. Задание. Придумайте свой пример алгоритма.
Определение алгоритма Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящих от исходных данных к искомому результату. Слово «алгоритм» происходит от имени Мухаммеда – аль – Хорезми (787 - 850), первым предложившего приемы выполнения арифметических операций с многозначными числами. Встретить Красную шапочку. Спросить ее, куда она идет. Добежать до домика бабушки. Съесть бабушку. Лечь в бабушкину кровать. Дождаться прихода Красной шапочки. Ответить на вопросы Красной шапочки. Попытаться съесть Красную шапочку. Задание. Кто может выполнить этот алгоритм?
Определение алгоритма Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящих от исходных данных к искомому результату. Слово «алгоритм» происходит от имени Мухаммеда – аль – Хорезми (787 - 850), первым предложившего приемы выполнения арифметических операций с многозначными числами. Еще примеры алгоритмов: кулинарный рецепт; инструкция по сборке машинки из деталей детского конструктора; инструкция по использованию стиральной машины; «алгоритм покупки хлеба»; и т.д. Задание. Придумайте свой пример алгоритма.
Исполнители алгоритмов Исполнитель – это тот объект, для управления которым составлен алгоритм. Система команд исполнителя (СКИ) – это вся совокупность команд, которые исполнитель умеет выполнять (понимает). Выполнение алгоритма исполнителем производится формально. Для успешного выполнения алгоритма необходимо сообщить исполнителю полный набор исходных данных. Примеры исполнителей: Пример. Исходные данные из условия задачи: Дано: катеты прямоугольного треугольника а = 3 см, b = 4 см. Найти: гипотенузу c. К содержанию
Свойства алгоритма Дискретность Процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельно выполняемых шагов. Пример: Алгоритм приготовления блюда быстрого питания: Шаг 1. Высыпать в емкость содержимое пакетика. Шаг 2. Налить в емкость 200 мл горячей воды. Шаг 3. Тщательно перемешать. К содержанию
Свойства алгоритма Понятность Алгоритм может включать в себя только команды, входящие в СКИ. У каждого исполнителя имеется свой перечень команд, которые он может исполнить. СКИ – система команд исполнителя Пример: Инженер может выполнить свою работу. Повар не может выполнить работу инженера, даже если ему дана подробная инструкция. К содержанию
Свойства алгоритма Понятность Алгоритм может включать в себя только команды, входящие в СКИ. У каждого исполнителя имеется свой перечень команд, которые он может исполнить. СКИ – система команд исполнителя Пример: Инженер может выполнить свою работу. Повар не может выполнить работу инженера, даже если ему дана подробная инструкция. Я не понимаю, как это делать! К содержанию
Свойства алгоритма Точность Каждая команда алгоритма должна определять однозначное действие исполнителя. Пример неточной команды: «Рецепт» для исполнителя повара, команда: «Положить несколько ложек сахара». Непонятно, сколько ложек, каких ложек (столовых, чайных). Каждый повар может понять это по-разному, и результаты будут разными. Задание. Подумайте, как исправить команду, чтобы повар смог ее выполнить? К содержанию
Свойства алгоритма Точность Каждая команда алгоритма должна определять однозначное действие исполнителя. Пример неточной команды: «Рецепт» для исполнителя повара, команда: «Положить несколько ложек сахара». Непонятно, сколько ложек, каких ложек (столовых, чайных). Каждый повар может понять это по-разному, и результаты будут разными. Задание. Подумайте, как исправить команду, чтобы повар смог ее выполнить? Каждая команда алгоритма должна быть четкой, однозначной и не оставлять места для произвола! К содержанию
Свойства алгоритма Конечность (Результативность) Исполнение алгоритма должно завершиться за конечное число шагов. Бесконечно исполняемый алгоритм не может привести к результату. Пример бесконечной команды: Маршрут «Кольцо». Команда: «Ехать по кольцевой дороге, пока она не закончится». К содержанию
Программирование работы исполнителя Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя. Что является программой для исполнителя – человека? К содержанию
Программирование работы исполнителя Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя. Назад Вы неправильно выполнили алгоритм! К содержанию
Программирование работы исполнителя Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя. К содержанию
Программирование работы исполнителя Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя. К содержанию
Программирование работы исполнителя Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя. К содержанию
Программирование работы исполнителя Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя. Вы успешно выполнили алгоритм! К содержанию
Домашнее задание №1 Дополните приведенный ниже список и укажите, какой объект будет управляющим, а какой – управляемым: оркестр - _____________________; автобус - _____________________; наездник - ____________________; тренер - ______________________; режиссер - ___________________ . Приведите 2 примера кибернетических систем: без обратной связи; с обратной связью. Назовите систему, в которой учитель является объектом управления. Проанализируйте ее. В чем различие между АСУ и САУ? Придумайте 2 примера ситуаций, в которых можно было бы использовать САУ.
Домашнее задание №2 Назовите исполнителей следующих видов работ: уборка мусора во дворе - _____________________; перевозка пассажиров - _____________________; прием экзаменов - ______________________. Определите полный набор данных для решения следующих задач обработки информации : вычисление стоимости покупок в магазине; вычисление площади треугольника. Перечислите основные свойства алгоритма. Есть исполнитель Перевозчик, который перевозит через реку волка, козу и капусту. Напишите алгоритм перевоза через реку волка, козы и капусты, если СКИ Перевозчика содержат 5 команд: ВЗЯТЬ КОЗУ, ВЗЯТЬ ВОЛКА, ВЗЯТЬ КАПУСТУ, ВЫСАДИТЬ, ПЕРЕПЛЫТЬ. В лодку может поместиться только один предмет или животное. Нельзя оставлять на берегу одних волка с козой и козу с капустой.
Тренировочный тест по теме «Управление и алгоритмы» Вам предлагается самостоятельно проверить знание материала по изученной теме в виде теста из 5 вопросов. В тренировочном тестировании каждый вопрос предполагает один правильный ответ. Для ответа на вопрос дается всего одна попытка. Переход к следующему вопросу возможен только после правильного ответа на текущий. Если выбран неправильный ответ, то необходимо вернуться к началу теста, нажав на кнопку Назад. Если вы ответили правильно, то для перехода к следующему вопросу нажмите кнопку Далее. Не установлено ограничение по времени для прохождения тестирования. Результаты не сохраняются. Начать тест
Тренировочный тест по теме «Управление и алгоритмы» Алгоритм – это: A понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату; B правила выполнения определенных действий; C набор команд для компьютера; D процесс передачи информации о состоянии объекта управления управляющему объекту; E предписание исполнителю совершить последовательность действий.
Тренировочный тест по теме «Управление и алгоритмы» Алгоритм – это: Неправильно! Назад A понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату; B правила выполнения определенных действий; C набор команд для компьютера; D процесс передачи информации о состоянии объекта управления управляющему объекту; E предписание исполнителю совершить последовательность действий.
Тренировочный тест по теме «Управление и алгоритмы» Алгоритм – это: Правильно! Далее A понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату; B правила выполнения определенных действий; C набор команд для компьютера; D процесс передачи информации о состоянии объекта управления управляющему объекту; E предписание исполнителю совершить последовательность действий.
Тренировочный тест по теме «Управление и алгоритмы» Свойствами алгоритма являются: A актуальность, полезность, понятность, четкость; B новизна, однозначность, четкость, результативность; C дискретность, полезность, понятность, однозначность; D дискретность, понятность, четкость, конечность; E достоверность, полезность, четкость, конечность.
Тренировочный тест по теме «Управление и алгоритмы» Свойствами алгоритма являются: Неправильно! Назад A актуальность, полезность, понятность, четкость; B новизна, однозначность, четкость, результативность; C дискретность, полезность, понятность, однозначность; D дискретность, понятность, четкость, конечность; E достоверность, полезность, четкость, конечность.
Тренировочный тест по теме «Управление и алгоритмы» Свойствами алгоритма являются: Правильно! Далее A актуальность, полезность, понятность, четкость; B новизна, однозначность, четкость, результативность; C дискретность, полезность, понятность, однозначность; D дискретность, понятность, четкость, конечность; E достоверность, полезность, четкость, конечность.
Тренировочный тест по теме «Управление и алгоритмы» Какой из документов является алгоритмом: A правила техники безопасности; B инструкция по настройке каналов телевизора; C список класса; D стихотворение; E каталог библиотеки.
Тренировочный тест по теме «Управление и алгоритмы» Какой из документов является алгоритмом: Неправильно! Назад A правила техники безопасности; B инструкция по настройке каналов телевизора; C список класса; D стихотворение; E каталог библиотеки.
Тренировочный тест по теме «Управление и алгоритмы» Какой из документов является алгоритмом: Правильно! Далее A правила техники безопасности; B инструкция по настройке каналов телевизора; C список класса; D стихотворение; E каталог библиотеки.
Тренировочный тест по теме «Управление и алгоритмы» По линии прямой связи передаются: A команды управления и информация об объекте управления; B информация о состоянии объекта управления; C информация о состоянии управляющей системы; D команды управления; E команды управления и информация об управляющей системе.
Тренировочный тест по теме «Управление и алгоритмы» По линии прямой связи передаются: Неправильно! Назад A команды управления и информация об объекте управления; B информация о состоянии объекта управления; C информация о состоянии управляющей системы; D команды управления; E команды управления и информация об управляющей системе.
Тренировочный тест по теме «Управление и алгоритмы» По линии прямой связи передаются: Правильно! Далее A команды управления и информация об объекте управления; B информация о состоянии объекта управления; C информация о состоянии управляющей системы; D команды управления; E команды управления и информация об управляющей системе.
Тренировочный тест по теме «Управление и алгоритмы» Истинным высказыванием является: A компьютер разрабатывает алгоритмы; B человек разрабатывает алгоритмы; C исполнитель разрабатывает алгоритмы; D исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов; E компьютер не может сам выполнить алгоритм.
Тренировочный тест по теме «Управление и алгоритмы» Истинным высказыванием является: Неправильно! Назад A компьютер разрабатывает алгоритмы; B человек разрабатывает алгоритмы; C исполнитель разрабатывает алгоритмы; D исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов; E компьютер не может сам выполнить алгоритм.
Тренировочный тест по теме «Управление и алгоритмы» Истинным высказыванием является: Правильно! Вы успешно прошли тестирование! A компьютер разрабатывает алгоритмы; B человек разрабатывает алгоритмы; C исполнитель разрабатывает алгоритмы; D исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов; E компьютер не может сам выполнить алгоритм.
Автор презентации является участником конкурса компьютерных презентаций проводимого на сайте «Информатика в школе» при спонсорстве издательского дома «Питер» www.inf777.narod.ru