PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Информатика / Интеллектуальные информационные системы 6
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Интеллектуальные информационные системы 6


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Интеллектуальные информационные системы 6


Скачать эту презентацию



№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 для ИС используют следующие основные виды моделей: для ИС используют следующие о
Описание слайда:

для ИС используют следующие основные виды моделей: для ИС используют следующие основные виды моделей: Декларативные модели представления знаний (фреймовые модели, семантические сети) Процедурные модели представления знаний (исчисления предикатов, системы продукций)

№ слайда 3 - это граф, дуги которого есть отношения между вершинами (значениями). Вершины (
Описание слайда:

- это граф, дуги которого есть отношения между вершинами (значениями). Вершины (узлы) делятся на события, атрибуты, комплексы признаков и процедуры. - это граф, дуги которого есть отношения между вершинами (значениями). Вершины (узлы) делятся на события, атрибуты, комплексы признаков и процедуры. Семантическую сеть можно рассматривать как композицию троек вида ArB, где A и B – два понятия, r – связь между ними

№ слайда 4 Суждения, факты, результаты наблюдений, рекомендации. Суждения, факты, результат
Описание слайда:

Суждения, факты, результаты наблюдений, рекомендации. Суждения, факты, результаты наблюдений, рекомендации. Могут представляться словосочетаниями и числами. Группируются тематически или функционально в разделы. События делятся на характеризуемые и характеризующие (события- признаки) Дождливая погода. Идет дождь

№ слайда 5 В зависимости от направления влияния на событие признаки делятся на положительны
Описание слайда:

В зависимости от направления влияния на событие признаки делятся на положительные и отрицательные. (Сухая земля) В зависимости от направления влияния на событие признаки делятся на положительные и отрицательные. (Сухая земля) Характеризующее событие, имеющее несколько значений, называется атрибутом. Погода (холодная, теплая, дождливая)– свойство понятия «Время года» - атрибут.

№ слайда 6 - специфические компоненты сети, выполняющие преобразования информации. Позволяю
Описание слайда:

- специфические компоненты сети, выполняющие преобразования информации. Позволяют вычислять значения одних атрибутов на основании других, оперируя как с числами, так и с символами - специфические компоненты сети, выполняющие преобразования информации. Позволяют вычислять значения одних атрибутов на основании других, оперируя как с числами, так и с символами

№ слайда 7 Для вывода знаний события в сетевой модели делятся на исходные (признаки) и целе
Описание слайда:

Для вывода знаний события в сетевой модели делятся на исходные (признаки) и целевые (гипотезы). Для вывода знаний события в сетевой модели делятся на исходные (признаки) и целевые (гипотезы). Значения признаков предполагаются известными: Истинно (Да), Ложно (Нет), Пока неизвестно и Неизвестно. При задании последнего значения признак исключается из рассмотрения. Значения исходных атрибутов либо выбираются из определенного списка, либо вводятся извне.

№ слайда 8 Объектами вывода в рассматриваемой модели являются гипотезы. К ним относятся рек
Описание слайда:

Объектами вывода в рассматриваемой модели являются гипотезы. К ним относятся рекомендации, диагнозы, прогнозы и другие решения, определяемые спецификой предметной области. Объектами вывода в рассматриваемой модели являются гипотезы. К ним относятся рекомендации, диагнозы, прогнозы и другие решения, определяемые спецификой предметной области. Условием вывода должно быть существование хотя бы одной гипотезы. В данном случае решением является оценка ее истинности

№ слайда 9 Семантическая связь выражает отношение понятий в понятийной системе. Семантическ
Описание слайда:

Семантическая связь выражает отношение понятий в понятийной системе. Семантическая связь выражает отношение понятий в понятийной системе. Внелексические свойства СС выражаются через рефлексивность, симметричность и транзитивность

№ слайда 10 Rf – рефлексивность; Rf – рефлексивность; Nrf – нерефлексивность; Arf – антирефл
Описание слайда:

Rf – рефлексивность; Rf – рефлексивность; Nrf – нерефлексивность; Arf – антирефлексивность (ни одной рефлексии); Sm – симметричность; Ns – несимметричность; Ans – антисимметричность (ни одной симметрии); As – асимметричность (контекстное свойство – обращение связи дает иную связь из списка); Tr – транзитивность; Ntr - нетранзитивность

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12 1. Рефлексивность определяется по критерию подстановки (ArB→BrB), выбирается оди
Описание слайда:

1. Рефлексивность определяется по критерию подстановки (ArB→BrB), выбирается один из ответов: 1. Рефлексивность определяется по критерию подстановки (ArB→BrB), выбирается один из ответов: Вполне возможно (тавтология) → Rf Не исключено → Nrf Невозможно → Arf Пример. Вегетативные расстройства сопровождаются вегетативными расстройствами. Ответ 1 для Com

№ слайда 13 2. Симметричность определяется по критерию перестановки (ArB→BrA) и выясняется с
Описание слайда:

2. Симметричность определяется по критерию перестановки (ArB→BrA) и выясняется справедливость полученного предложения. При утвердительном ответе высказыванию присваивается свойство Sm, в противном случае – свойство Ns. 2. Симметричность определяется по критерию перестановки (ArB→BrA) и выясняется справедливость полученного предложения. При утвердительном ответе высказыванию присваивается свойство Sm, в противном случае – свойство Ns. Пример. Головная боль всегда сопровождается вегетативными расстройствами, и вегетативные расстройства всегда сопровождаются головной болью. Ответ «Нет» для Com (свойство Ns)

№ слайда 14 3. Свойство Ns уточняется на более сильные свойства: Ans и As. 3. Свойство Ns ут
Описание слайда:

3. Свойство Ns уточняется на более сильные свойства: Ans и As. 3. Свойство Ns уточняется на более сильные свойства: Ans и As. Первое имеет место для любых примеров анализируемой связи. Например, для связи Com имеет место свойство Ans. 4. Для выявления свойства As используется критерий обращения: если высказывания A предикатор В и В предикатор А принадлежат различным типам высказываний в таблице, то имеет место свойство As.

№ слайда 15 5. Транзитивность выявляется на основе критерия трансформации, в высказывание вв
Описание слайда:

5. Транзитивность выявляется на основе критерия трансформации, в высказывание вводится уточнение (как 2-я посылка). 5. Транзитивность выявляется на основе критерия трансформации, в высказывание вводится уточнение (как 2-я посылка). Например: если А, то необходимо появиться В. Если такое высказывание справедливо, оно относится к казуальному типу (Caus), в противном случае – к потенсивному (Pot).

№ слайда 16 Группы 1-3 в таблице отражают одномоментные зависимости, группа 4 – разномоментн
Описание слайда:

Группы 1-3 в таблице отражают одномоментные зависимости, группа 4 – разномоментную зависимость между объектами высказывания (следствие реализуется позже посылки). Группы 1-3 в таблице отражают одномоментные зависимости, группа 4 – разномоментную зависимость между объектами высказывания (следствие реализуется позже посылки). Типы связей групп 1-3 различаются свойством рефлексии. Внутри этих групп типы связей различаются по свойствам симметрии. Т.к. в группе 4 все связи обладают несимметричностью, то для их различения используют свойства рефлексивности и транзитивности.

№ слайда 17 Дерево выводов типов высказываний Дерево выводов типов высказываний
Описание слайда:

Дерево выводов типов высказываний Дерево выводов типов высказываний

№ слайда 18 При наблюдении события А может наблюдаться (обычно наблюдается) событие В. Эта с
Описание слайда:

При наблюдении события А может наблюдаться (обычно наблюдается) событие В. Эта связь положительная. Она порождает событие В в качестве гипотезы или увеличивает уверенность в его истинности. При наблюдении события А может наблюдаться (обычно наблюдается) событие В. Эта связь положительная. Она порождает событие В в качестве гипотезы или увеличивает уверенность в его истинности. При наблюдении события А всегда наблюдается событие В. Эта положительная связь более сильная.

№ слайда 19 При наблюдении события А обычно отсутствует (может отсутствовать) событие В. Эта
Описание слайда:

При наблюдении события А обычно отсутствует (может отсутствовать) событие В. Эта связь отрицательная. Она уменьшает уверенность в истинности события В. При наблюдении события А обычно отсутствует (может отсутствовать) событие В. Эта связь отрицательная. Она уменьшает уверенность в истинности события В. При наблюдении события А всегда отсутствует событие В. Эта связь исключающая, поскольку событие В исключается из списка гипотез

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21 Неполный список возможных отношений, используемых в семантических сетях для разб
Описание слайда:

Неполный список возможных отношений, используемых в семантических сетях для разбора предложений: Неполный список возможных отношений, используемых в семантических сетях для разбора предложений: Агент - это то, что (тот, кто) вызывает действие. Агент часто является подлежащим в предложении, например, "Робби ударил мяч". Объект - это то, на что (на кого) направлено действие. В предложении объект часто выполняет роль прямого дополнения, например, "Робби взял желтую пирамиду ". Инструмент - то средство, которое используется агентом для выполнения действия, например, "Робби открыл дверь с помощью ключа ". Соагент служит как подчиненный партнер главному агенту, например, "Робби собрал кубики с помощью Суззи". Пункт отправления и пункт назначения - это отправная и конечная позиции при перемещении агента или объекта: "Робби перешел из комнаты в библиотеку ". Траектория - перемещение от пункта отправления к пункту назначения: "Они прошли через дверь по ступенькам на лестницу ". Средство доставки - то в чем или на чем происходит перемещение: "Он всегда едет домой на метро ". Местоположение - то место, где произошло (происходит, будет происходить) действие, например, "Он работал за столом ". Потребитель - то лицо, для которого выполняется действие: "Робби собрал кубики для Суззи". Сырье - это, как правило, материал, из которого что-то сделано или состоит. Обычно сырье вводится предлогом из, например, "Робби собрал Суззи из интегральных схем ". Время - указывает на момент совершения действия: "Он закончил свою работу поздно вечером ".

№ слайда 22 Вопрос: "Какой объект находится на желтом блоке?" Вопрос: "Какой
Описание слайда:

Вопрос: "Какой объект находится на желтом блоке?" Вопрос: "Какой объект находится на желтом блоке?" Ответ - "Пирамида"

№ слайда 23 предложены в 1975 году Марвином Минским. предложены в 1975 году Марвином Минским
Описание слайда:

предложены в 1975 году Марвином Минским. предложены в 1975 году Марвином Минским. Фрейм (рамка в переводе с англ.) - это единица представления знаний, запомненная в прошлом, детали которой могут быть изменены согласно текущей ситуации. Фрейм представляет собой структуру данных, с помощью которых можно, например, описать обстановку в комнате или место встречи для проведения совещания. М.Минский предлагал эту модель для описания пространственных сцен. Однако с помощью фреймов можно описать ситуацию, сценарий, роль, структуру и т.д.

№ слайда 24 отражает основные свойства объекта или явления. Структура фрейма записывается в
Описание слайда:

отражает основные свойства объекта или явления. Структура фрейма записывается в виде списка свойств, называемых во фрейме слотами. отражает основные свойства объекта или явления. Структура фрейма записывается в виде списка свойств, называемых во фрейме слотами. <Имя слота>:{(Ai, vi)},{ri} Ai – имя признака, vi – его значения ,ri – связь с другими слотами. Рассмотрим запись фрейма на языке FRL (Frame Representation Language) - языке, похожем на LISP, но только внешне из-за наличия скобок. Например, фрейм СТОЛ может быть записан в виде 3 слотов: слот НАЗНАЧЕНИЕ (purpose), слот ТИП (type) и слот ЦВЕТ (color) следующим образом: (frame СТОЛ (purpose (value(размещение предметов для деятельности рук))) (type (value(письменный))) (color (value (коричневый))))

№ слайда 25 Во фрейме СТОЛ представлены только ДЕКЛАРАТИВНЫЕ средства для описания объекта,
Описание слайда:

Во фрейме СТОЛ представлены только ДЕКЛАРАТИВНЫЕ средства для описания объекта, и такой фрейм носит название фрейм-образец. Однако существуют также фреймы-экземпляры, которые создаются для отображения фактических ситуаций на основе поступающих данных и ПРОЦЕДУРАЛЬНЫХ средств (демонов), например, следующих: Во фрейме СТОЛ представлены только ДЕКЛАРАТИВНЫЕ средства для описания объекта, и такой фрейм носит название фрейм-образец. Однако существуют также фреймы-экземпляры, которые создаются для отображения фактических ситуаций на основе поступающих данных и ПРОЦЕДУРАЛЬНЫХ средств (демонов), например, следующих: IF-DEFAULT - по умолчанию IF-NEEDED - если необходимо IF-ADDED - если добавлено IF-REMOVED - если удалено

№ слайда 26 Слот IS-A или AKO (A Kind Of) определяет иерархию фреймов в сети фреймов. Такая
Описание слайда:

Слот IS-A или AKO (A Kind Of) определяет иерархию фреймов в сети фреймов. Такая связь обеспечивает наследование свойств. Слот isa указывает на фрейм более высокого уровня, откуда неявно наследуются свойства аналогичных слотов. Слот IS-A или AKO (A Kind Of) определяет иерархию фреймов в сети фреймов. Такая связь обеспечивает наследование свойств. Слот isa указывает на фрейм более высокого уровня, откуда неявно наследуются свойства аналогичных слотов.

№ слайда 27 (frame (name (Cube)) (frame (name (Cube)) (isa (Block World)) (length (NULL)) (w
Описание слайда:

(frame (name (Cube)) (frame (name (Cube)) (isa (Block World)) (length (NULL)) (width (IF-DEFAULT (use length))) (height (IF-DEFAULT (use length)))) (frame (name (B1)) (isa (Cube)) (color (red)) (length (80))) (frame (name (B2)) (isa (Cube)) (color (green)) (length (65)) (who_put (value (NULL)) (IF_NEEDED (askuser))))

№ слайда 28 Допустим, однорукому роботу Робби дается приказ "Возьми желтый предмет, кот
Описание слайда:

Допустим, однорукому роботу Робби дается приказ "Возьми желтый предмет, который поддерживает пирамиду". На языке представления знаний (ЯПЗ) вопрос записывается так: Допустим, однорукому роботу Робби дается приказ "Возьми желтый предмет, который поддерживает пирамиду". На языке представления знаний (ЯПЗ) вопрос записывается так: (object ? X (color (yellow)) (hold ? Y (type (pyramid))))

№ слайда 29 Куб Cube принадлежит миру BlockWorld. Куб Cube принадлежит миру BlockWorld. Куб
Описание слайда:

Куб Cube принадлежит миру BlockWorld. Куб Cube принадлежит миру BlockWorld. Куб Cube_001 есть разновидность куба Cube. Легко сделать вывод: Куб Cube_001 есть часть мира BlockWorld.

№ слайда 30 Верхний уровень фрейма представляет соответствующее понятие, а последующие уровн
Описание слайда:

Верхний уровень фрейма представляет соответствующее понятие, а последующие уровни – терминальные слоты, которые содержат конкретные значения. Верхний уровень фрейма представляет соответствующее понятие, а последующие уровни – терминальные слоты, которые содержат конкретные значения. «Студент Сидоров получил книгу Л.Н. Толстого «Анна Каренина» в библиотеке им. Н.В. Гоголя, расположенной в Москве».

№ слайда 31 ПОЛУЧЕНИЕ ПОЛУЧЕНИЕ ОБЪЕКТ (КНИГА: (Автор, Л.Н. Толстой), (Название, Анна Карени
Описание слайда:

ПОЛУЧЕНИЕ ПОЛУЧЕНИЕ ОБЪЕКТ (КНИГА: (Автор, Л.Н. Толстой), (Название, Анна Каренина)); АГЕНТ (СТУДЕНТ: (Фамилия, Сидоров)); МЕСТО (БИБЛИОТЕКА): (Название, им. Н.В. Гоголя), (Расположение, г.Москва)).

№ слайда 32 Возможность смешанного заполнения слотов константами и переменными; Возможность
Описание слайда:

Возможность смешанного заполнения слотов константами и переменными; Возможность смешанного заполнения слотов константами и переменными; Возможность наличия пустых слотов; Размещение в слотах указателей на другие фреймы (наследование частей) для создания сети; Размещение в слотах имен выполняемых процедур

№ слайда 33
Описание слайда:

№ слайда 34 Фрейм-прототип - фрейм, у которого значения всех или части слотов являются перем
Описание слайда:

Фрейм-прототип - фрейм, у которого значения всех или части слотов являются переменными ПО. Фрейм-прототип - фрейм, у которого значения всех или части слотов являются переменными ПО. Фрейм-экземпляр (или фрейм-пример) – фрейм, у которого значения всех слотов являются константами

№ слайда 35 К типовым процедурным моделям представления знаний относятся логические модели,
Описание слайда:

К типовым процедурным моделям представления знаний относятся логические модели, реализуемые на языках алгебры логики (исчисления высказываний и предикатов), продукционные модели. К типовым процедурным моделям представления знаний относятся логические модели, реализуемые на языках алгебры логики (исчисления высказываний и предикатов), продукционные модели.

№ слайда 36 Под исчислением предикатов понимается формальный язык для представления отношени
Описание слайда:

Под исчислением предикатов понимается формальный язык для представления отношений в некоторой предметной области. Под исчислением предикатов понимается формальный язык для представления отношений в некоторой предметной области. Предикатом называют предложение, принимающее только два значения: "истина" или "ложь". Для обозначения предикатов применяются логические связки между высказываниями: ¬ - не, V- или, - и, - если, а также квантор существования и квантор всеобщности .

№ слайда 37 x(...) - существует такой x, что ... x(...) - для любого x Таким образом, логика
Описание слайда:

x(...) - существует такой x, что ... x(...) - для любого x Таким образом, логика предикатов оперирует логическими связками между высказываниями, например, она решает вопросы: можно ли на основе высказывания A получить высказывание B и т.д.

№ слайда 38 x y (человек(x) отец(y,x)) x y (человек(x) отец(y,x)) "Джон владеет красной
Описание слайда:

x y (человек(x) отец(y,x)) x y (человек(x) отец(y,x)) "Джон владеет красной машиной" x ( владеет(Джон, x) машина(x) красный(x))

№ слайда 39 Предпосылка 1: Все люди смертны Предпосылка 1: Все люди смертны x (человек(x) см
Описание слайда:

Предпосылка 1: Все люди смертны Предпосылка 1: Все люди смертны x (человек(x) смертен(x)) x (p(x) q(x)) Предпосылка 2: Сократ - человек p(a) Заключение: Сократ - смертен Смертен(Сократ) q(a) Если обозначить через f функцию одного аргумента, то логическая формула для этого высказывания будет иметь вид: x (f(x) q(x))

№ слайда 40 состоит из элементов (символов): состоит из элементов (символов): x, y, z, u, v,
Описание слайда:

состоит из элементов (символов): состоит из элементов (символов): x, y, z, u, v, w - переменные; a, b, c, d, e - константы; f, g, h - функциональные символы; p, q, r, s, t - предикатные символы; ¬, , V, , , - логические символы. y x (человек(x) отец(y,x)) "у всех людей общий отец".

№ слайда 41 "Иван является отцом Михаила" - отец(a,b) "Иван является отцом Ми
Описание слайда:

"Иван является отцом Михаила" - отец(a,b) "Иван является отцом Михаила" - отец(a,b) "Петр является отцом Василия" - отец(c,d) "Иван и Петр являются братьями" – w (брат(a,c) отец(w,a) отец(w,c))

№ слайда 42 "Брат отца является дядей" - y (дядя(x,u) отец(y,u) брат(y,x)) "Б
Описание слайда:

"Брат отца является дядей" - y (дядя(x,u) отец(y,u) брат(y,x)) "Брат отца является дядей" - y (дядя(x,u) отец(y,u) брат(y,x)) "Сын дяди является двоюродным братом" - x (дв.брат(z,u) дядя(x,u) отец(x,z)) Требуется доказать, что "Михаил и Василий являются двоюродными братьями": x y (дв.брат(b,d) отец(y,b) брат (y,x) отец(x,d)) Делаем подстановки y = Иван, b = Михаил и x = Петр, d = Василий, видим, что предикаты 1, 2, 3 дают правильное предложение 6.

№ слайда 43 Рассмотренный нами язык называется исчислением предикатов первого порядка и позв
Описание слайда:

Рассмотренный нами язык называется исчислением предикатов первого порядка и позволяет связывать знаком квантора переменные, соответствующие объектам из предметной области, но не предикаты или функции. Рассмотренный нами язык называется исчислением предикатов первого порядка и позволяет связывать знаком квантора переменные, соответствующие объектам из предметной области, но не предикаты или функции. Исчисление предикатов второго порядка позволяет связывать знаком квантора не только переменные, соответствующие объектам из предметной области, но и предикаты или функции. Примером исчисления предикатов второго порядка может служить выражение "Единственное качество Джона - это честность", которое записывается так: P (P(Джон) качество(P) P = честность)

№ слайда 44 Под продукцией будем понимать выражение: Под продукцией будем понимать выражение
Описание слайда:

Под продукцией будем понимать выражение: Под продукцией будем понимать выражение: Если <X1, X2 ... Xn> то <{Y1, D1}, ... {Ym,Dm}>, где: Xi,Yi - логические выражения, Di - фактор достоверности (0,1) или фактор уверенности (0,100).

№ слайда 45 это набор правил, используемый как база знаний, поэтому его еще называют базой п
Описание слайда:

это набор правил, используемый как база знаний, поэтому его еще называют базой правил. это набор правил, используемый как база знаний, поэтому его еще называют базой правил. продукции соответствуют навыкам решения задач человеком в долгосрочной памяти человека. Подобно навыкам в долгосрочной памяти эти продукции не изменяются при работе системы. Они вызываются по "образцу" для решения данной специфической проблемы. Рабочая память продукционной системы соответствует краткосрочной памяти, или текущей области внимания человека. Содержание рабочей области после решения задачи не сохраняется.

№ слайда 46 инициируется начальным описанием (состоянием) задачи. Из продукционного множеств
Описание слайда:

инициируется начальным описанием (состоянием) задачи. Из продукционного множества правил выбираются правила, пригодные для применения на очередном шаге. Эти правила создают так называемое конфликтное множество. Для выбора правил из конфликтного множества существуют стратегии разрешения конфликтов, которые могут быть и достаточно простыми, например, выбор первого правила, а могут быть и сложными эвристическими правилами. Продукционная модель в чистом виде не имеет механизма выхода из тупиковых состояний в процессе поиска. Она продолжает работать, пока не будут исчерпаны все допустимые продукции. Практические реализации продукционных систем содержат механизмы возврата в предыдущее состояние для управления алгоритмом поиска. инициируется начальным описанием (состоянием) задачи. Из продукционного множества правил выбираются правила, пригодные для применения на очередном шаге. Эти правила создают так называемое конфликтное множество. Для выбора правил из конфликтного множества существуют стратегии разрешения конфликтов, которые могут быть и достаточно простыми, например, выбор первого правила, а могут быть и сложными эвристическими правилами. Продукционная модель в чистом виде не имеет механизма выхода из тупиковых состояний в процессе поиска. Она продолжает работать, пока не будут исчерпаны все допустимые продукции. Практические реализации продукционных систем содержат механизмы возврата в предыдущее состояние для управления алгоритмом поиска.

№ слайда 47 для решения шахматной задачи хода конем в упрощенном варианте на доске размером
Описание слайда:

для решения шахматной задачи хода конем в упрощенном варианте на доске размером 3 x 3. Требуется найти такую последовательность ходов конем, при которой он ставится на каждую клетку только один раз. для решения шахматной задачи хода конем в упрощенном варианте на доске размером 3 x 3. Требуется найти такую последовательность ходов конем, при которой он ставится на каждую клетку только один раз. Записанные на рисунке предикаты move(x,y) составляют базу знаний (базу фактов) для задачи хода конем. Продукционные правила - это факты перемещений move, первый параметр которых определяет условие, а второй параметр определяет действие (сделать ход в поле, в которое конь может перейти).

№ слайда 48 P1: If (конь в поле 1) then (ход конем в поле 8) P1: If (конь в поле 1) then (хо
Описание слайда:

P1: If (конь в поле 1) then (ход конем в поле 8) P1: If (конь в поле 1) then (ход конем в поле 8) P2: If (конь в поле 1) then (ход конем в поле 6) P3: If (конь в поле 2) then (ход конем в поле 9) P4: If (конь в поле 2) then (ход конем в поле 7) P5: If (конь в поле 3) then (ход конем в поле 4) P6: If (конь в поле 3) then (ход конем в поле 8) P7: If (конь в поле 4) then (ход конем в поле 9) P8: If (конь в поле 4) then (ход конем в поле 3) P9: If (конь в поле 6) then (ход конем в поле 1) P10: If (конь в поле 6) then (ход конем в поле 7) P11: If (конь в поле 7) then (ход конем в поле 2) P12: If (конь в поле 7) then (ход конем в поле 6) P13: If (конь в поле 8) then (ход конем в поле 3) P14: If (конь в поле 8) then (ход конем в поле 1) P15: If (конь в поле 9) then (ход конем в поле 2) P16: If (конь в поле 9) then (ход конем в поле 4)

№ слайда 49
Описание слайда:

№ слайда 50 Продукционные системы могут порождать бесконечные циклы при поиске решения. В пр
Описание слайда:

Продукционные системы могут порождать бесконечные циклы при поиске решения. В продукционной системе эти циклы особенно трудно определить, потому что правила могут активизироваться в любом порядке. Например, если в 4-й итерации выбирается правило 8, мы попадаем в поле 3 и зацикливаемся. Самая простая стратегия разрешения конфликтов сводится к тому, чтобы выбирать первое соответствующее перемещение, которое ведет в еще не посещаемое состояние. Следует также отметить, что конфликтное множество это простейшая база целей. Продукционные системы могут порождать бесконечные циклы при поиске решения. В продукционной системе эти циклы особенно трудно определить, потому что правила могут активизироваться в любом порядке. Например, если в 4-й итерации выбирается правило 8, мы попадаем в поле 3 и зацикливаемся. Самая простая стратегия разрешения конфликтов сводится к тому, чтобы выбирать первое соответствующее перемещение, которое ведет в еще не посещаемое состояние. Следует также отметить, что конфликтное множество это простейшая база целей.

№ слайда 51 простота и гибкость выделения знаний; простота и гибкость выделения знаний; отде
Описание слайда:

простота и гибкость выделения знаний; простота и гибкость выделения знаний; отделение знаний от программы поиска; модульность продукционных правил (правила не могут "вызывать" другие правила); возможность эвристического управления поиском; возможность трассировки "цепочки рассуждений"; независимость от выбора языка программирования; продукционные правила являются правдоподобной моделью решения задачи человеком.

№ слайда 52 При формализации знаний достаточно часто встречаются качественные знания, наприм
Описание слайда:

При формализации знаний достаточно часто встречаются качественные знания, например, высокая температура при гриппе, слабое свечение нити накаливания, молодой дипломат и т.д. Для формального представления таких качественных знаний американский математик, профессор информатики в Университете в Беркли (Калифорния) Лофти А.Заде (Иран) предложил в 1965 году формальный аппарат нечеткой (fuzzy) логики При формализации знаний достаточно часто встречаются качественные знания, например, высокая температура при гриппе, слабое свечение нити накаливания, молодой дипломат и т.д. Для формального представления таких качественных знаний американский математик, профессор информатики в Университете в Беркли (Калифорния) Лофти А.Заде (Иран) предложил в 1965 году формальный аппарат нечеткой (fuzzy) логики

№ слайда 53 Нечеткое подмножество N множества M определяется как множество упорядоченных пар
Описание слайда:

Нечеткое подмножество N множества M определяется как множество упорядоченных пар N = {μN(x)/x}, где μN(x) - характеристическая функция принадлежности (или просто функция принадлежности), принимающая значения в интервале [0, 1] и указывающая степень (или уровень) принадлежности элемента x подмножеству N. Таким образом, нечеткое множество N можно записать как Нечеткое подмножество N множества M определяется как множество упорядоченных пар N = {μN(x)/x}, где μN(x) - характеристическая функция принадлежности (или просто функция принадлежности), принимающая значения в интервале [0, 1] и указывающая степень (или уровень) принадлежности элемента x подмножеству N. Таким образом, нечеткое множество N можно записать как

№ слайда 54 Определим лингвистическую переменную (ЛП) как переменную, значение которой опред
Описание слайда:

Определим лингвистическую переменную (ЛП) как переменную, значение которой определяется набором словесных характеристик некоторого свойства. Например, ЛП "возраст" может иметь значения Определим лингвистическую переменную (ЛП) как переменную, значение которой определяется набором словесных характеристик некоторого свойства. Например, ЛП "возраст" может иметь значения ЛП = МлВ, ДВ, ОВ, ЮВ, МВ, ЗВ, ПВ, СВ , обозначающие возраст младенческий, детский, отроческий, юношеский, молодой, зрелый, преклонный и старый, соответственно. Множество M - это шкала прожитых человеком лет [0..120]. Функция принадлежности определяет, насколько мы уверены, что данное количество прожитых лет можно отнести к данному значению ЛП. Допустим, что неким экспертом к молодому возрасту отнесены люди в возрасте 20 лет со степенью уверенности 0,8, в возрасте 25 лет со степенью уверенности 0,95, в возрасте 30 лет со степенью уверенности 0,95 и в возрасте 35 лет со степенью уверенности 0,7. Итак: μ(X1)=0,8; μ(X2)=0,95; μ(X3)=0,95; μ(X4)=0,7;

№ слайда 55 Значение ЛП=МВ можно записать: Значение ЛП=МВ можно записать: МВ = μ(X1) / X1 +
Описание слайда:

Значение ЛП=МВ можно записать: Значение ЛП=МВ можно записать: МВ = μ(X1) / X1 + μ(X2) / X2 + μ(X3) / X3 + μ(X4) / X4 = = 0,8 / X1 + 0,95 / X2 + 0,95 / X3 + 0,7 / X4 . Таким образом, нечеткие множества позволяют учитывать субъективные мнения отдельных экспертов.

№ слайда 56 Для операций с нечеткими множествами существуют различные операции, например, оп
Описание слайда:

Для операций с нечеткими множествами существуют различные операции, например, операция "нечеткое ИЛИ" (иначе ) задается в логике Заде: Для операций с нечеткими множествами существуют различные операции, например, операция "нечеткое ИЛИ" (иначе ) задается в логике Заде: μ(x)=max(μ1(x), μ2(x)) и при вероятностном подходе так: μ(x)=μ1(x)+μ2(x)-μ1(x) · μ2(x).

№ слайда 57 (другое название - мягкие вычисления) очень часто применяются в экспертных систе
Описание слайда:

(другое название - мягкие вычисления) очень часто применяются в экспертных системах. Нечеткая логика применяется как удобный инструмент для управления технологическими и индустриальными процессами, для интеллектуального домашнего хозяйства и электроники развлечения, в системах обнаружения ошибок и других экспертных системах. Разработаны специальные средства нечеткого вывода, например, инструментальное средство Fuzzy CLIPS. Нечеткая логика была изобретена в Соединенных Штатах, и сейчас быстрый рост этой технологии начался в Японии, Европе и теперь снова достиг США. (другое название - мягкие вычисления) очень часто применяются в экспертных системах. Нечеткая логика применяется как удобный инструмент для управления технологическими и индустриальными процессами, для интеллектуального домашнего хозяйства и электроники развлечения, в системах обнаружения ошибок и других экспертных системах. Разработаны специальные средства нечеткого вывода, например, инструментальное средство Fuzzy CLIPS. Нечеткая логика была изобретена в Соединенных Штатах, и сейчас быстрый рост этой технологии начался в Японии, Европе и теперь снова достиг США. Развитием этого направления является реализации в системах представления знаний НЕ-факторов: неполнота, неточность, недоопределенность, неоднозначность, некорректность и др

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru