«ИК—грамотность учителя и ученика лицея. Информационные потоки их виды и формы». Зам. директора по ИКТ, учитель географии, Кургузов В.А.
ктуальностьПонятие ИК – компетентностьКомпетенции учителя и ученика Характеристика уровней развития ИКТ - компетентности учителей-предметников, как основа информатизации образованияИнформационные потоки их виды и формы
Современная система общего среднего образования, все входящие в нее учебные направления, так или иначе, нацелены на формирование у школьников умений работать с информацией.
Приобретение учащимися знаний о телекоммуникациях и средствах массовой информацииИспользование средств телекоммуникаций для приобретения различных знаний и творческого самовыраженияРазвитие критического мышления, соотнесение информации и знания
Информационно-коммуникативная компетентность (ИК)ИК – компетентность — способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее определения (идентификации), организации, обработки, оценки, а также ее создания–продуцирования и передачи–распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.
Компетенции учителя и ученикаопределение информации — способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;доступ к информации —умение собирать и/или извлекать информацию;управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
Компетенции учителя и ученикаоценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации.создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее.передача информации — способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.
Модель ИК - компетентности
Мотивационно-ценностный компонент (отражает профессионально-личностное самоопределение в отношении использования ИКТ в современной школе)
Пользователь Личная заинтересованность в обучении ИКТ и использовании в учебном процессе
Тьютор Желание передать свои знания и опыт в сфере ИКТ коллегам и учащимся
Устойчивый интерес к применению ИКТ в учебном процессе, тенденция к поиску педагогических технологий, адекватных современным ИКТ
Когнитивно-операционный компонентвыражает степень владения ИКТ и научно-методическими основами их использования в учебном процессе)
Когнитивно-операционный компонентвыражает степень владения ИКТ и научно-методическими основами их использования в учебном процессе)
Наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ, владение технологическими и методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office, использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельностиНаличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ, владение технологическими и методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office, использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности
Умение самостоятельно осваивать необходимые программные ресурсы, владение разнообразными методическими приемами использования ИКТ в учебном процессе, владение способами организации курсовой подготовки, дистанционного повышения квалификации. Умение самостоятельно осваивать необходимые программные ресурсы, владение разнообразными методическими приемами использования ИКТ в учебном процессе, владение способами организации курсовой подготовки, дистанционного повышения квалификации.
Владение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных учебных материалов, владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс, обобщение и распространение положительного опыта использования ИКТ в изучении предмета, владение разнообразными приемами сетевого взаимодействия
Информационное и научно-методическое сопровождение всех ступеней информатизации образовательного процесса в школе, владение приемами организации сетевого взаимодействия, которые способствуют формированию сетевых педагогических сообществИнформационное и научно-методическое сопровождение всех ступеней информатизации образовательного процесса в школе, владение приемами организации сетевого взаимодействия, которые способствуют формированию сетевых педагогических сообществ
(говорит о способности оценивать свой уровень и проектировать условия его повышения)(говорит о способности оценивать свой уровень и проектировать условия его повышения)
Самооценка собственной деятельности по освоению и использованию ИКТ, проявление субъектной позиции (как системы взглядов и установок по отношению к собственному профессиональному развитию в сфере ИКТСамооценка собственной деятельности по освоению и использованию ИКТ, проявление субъектной позиции (как системы взглядов и установок по отношению к собственному профессиональному развитию в сфере ИКТ
Взаимооценка результатов педагогической деятельности в сфере ИКТ, умение выстраивать индивидуальные образовательные траектории повышения квалификации в сфере ИКТВзаимооценка результатов педагогической деятельности в сфере ИКТ, умение выстраивать индивидуальные образовательные траектории повышения квалификации в сфере ИКТ
Умение давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТУмение давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ
Умение анализировать проблемы, связанные с информатизацией образовательного процесса школы, и искать пути их решения, владение навыками командной рефлексииУмение анализировать проблемы, связанные с информатизацией образовательного процесса школы, и искать пути их решения, владение навыками командной рефлексии
ИК – компетентность — это общешкольное умение
Информатизация является одним из основных факторов, заставляющим образование совершенствоваться. Изменяются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно из простого транслятора знаний превращается в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков.
Существует несколько критериев, согласно которым информация может быть классифицирована
По принципу выделения видов восприятияИнформация, воспринимаемая зрением человека, так называемая зрительная или визуальная информация, включающая текст, графические изображения и рисунки, фотографии, мультфильмы, видеофильмы; 2. Информация, воспринимаемая слуховым аппаратом человека, так называемая звуковая информация, включающая произвольные шумы, музыкальные произведения, речь; 3. Информация, воспринимаемая сенсорной системой человека, так называемая сенсорная или тактильная информация, при работе с помощью специальных технических средств.
По способу восприятия информации. Ассоциативная - восприятие которой основано на ассоциациях, возникающих у человека под действием раннее усвоенной информации.2. Прямая информация непосредственно передает важные, в том числе и с точки зрения целей обучения, свойства объектов. К такому виду информации могут быть отнесены фотографии, видеофильмы, произвольный звук, называемый в науке шумом.
А также …ЦифроваяТекстоваяСлышимая (музыка, речь)Видимая (рисунок, чертеж, фотография, видеофильм)Гиперобъекты
Существенным средством информатизации являются образовательные информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет.
Важно понимать, что использование информационных ресурсов сети Интернет должно быть предварительно соотнесено педагогами с основными компонентами реализуемой методической системы обучения - целями, содержанием, методами, организационными формами и применяемыми средствами обучения. Используемые ресурсы должны вписываться в эту систему, не противоречить и соответствовать ее компонентам.
Спасибо за внимание!