Понятие «электронных изданий» Последние десятилетия XX века характеризуются быстрым совершенствованием и развитием электроники и компьютерных информационных технологий. Именно в этот период практически все издательства перешли на компьютерный набор и верстку газет, журналов и книг. Издание хранилось в памяти компьютера все время набора и верстки, т.е. оставалось в электронной (невещественной) форме в течение всего процесса подготовки, вплоть до вывода на принтер так называемого постраничного оригинал-макета. Полностью сверстанное и подготовленное к печати издание, хранимое в памяти компьютера (на жестком магнитном диске) или в специальном запоминающем устройстве долговременного типа можно назвать «электронным изданием».
Однако для того, чтобы электронная книга, журнал или газета действительно могли соперничать со своими печатными аналогами, необходимы средства их распространения, доведения до читателя. В конце XX века эти средства фактически стали массовыми, т.е. получили самое широкое распространение. Периодические электронные издания стали распространяться преимущественно по сетям, в частности, по глобальной сети Интернет. Информационной средой для распространения книг были последние пятнадцать лет компакт-диски.
Принципиальным отличием печатных от электронных изданий является возможность интерактивной реализации последних, при которой пользователь (читатель) может не только перемещаться по встроенным в текст гиперссылкам, но и активно вмешиваться в ход событий, моделировать процессы, в том числе производственные. В последние несколько лет появились сетевые электронные издания. В настоящее время в сети Интернет существует значительное количество сайтов, представляющих собой, по существу, электронные издания, т. е. аналоги книг или брошюр, но только в электронном сетевом представлении.
Причины возникновения необходимости перехода к электронным изданиям Электронные издания относятся к динамически развивающемуся классу продукции. Их количество увеличивается быстрыми темпами, а качество непрерывно улучшается. Интеграция полиграфической продукции с электронными документами приносит чисто практические выгоды. Так, переход на цифровую форму позволяет обеспечить сохранность многих уникальных видов продукции, таких как древние рукописи. Даже обычные фотографии и картины теряют со временем свои качества. Хранение их электронных копий позволяет донести до последующих поколений уникальные культурные шедевры. Наконец, хранение документов и изданий в электронной форме позволяет организовывать электронные базы данных, четкая структура и развитые средства поиска и навигации в которых облегчают процесс обнаружения нужных материалов и их фрагментов. В качестве примера можно сослаться на американское специализированное издательство медицинской литературы Mosby-Year Book, в котором появление цифровой графической библиотеки позволило за считанные секунды находить нужные иллюстрации и помещать их в книги, в результате чего была достигнута значительная экономия времени и материальных средств.
Несомненна более высокая потребительская ценность детских и учебных электронных изданий, так как повышается интерес к изучаемому материалу и обеспечивается возможность применения новых, более эффективных, технологий не только обучения, но и постепенного вовлечения детей в процесс обучения в игровой форме. Эти методики уже опробованы во многих странах и на практике доказали свою эффективность. Справочные и научные издания позволяют более простыми средствами и в более краткие сроки получить необходимую информацию (или краткие сведения, позволяющие оценить ее необходимость пользователю и заказать ее, в том числе и в печатном виде). Естественно, что ценность таких изданий по сравнению с печатными существенно возрастает. Степень увеличения ценности таких изданий и роль определенных факторов может быть установлена в процессе проведения соответствующих исследований. С точки зрения факторов, влияющих на качественные характеристики электронных документов, наибольший интерес, по нашему мнению, представляет оптимизация пользовательских интерфейсов, причем не только графических в широком смысле, включая анимацию и цифровое видео, но и цифровое аудио. Все это также требует исследований и сбора статистических данных.
Постепенно, но неуклонно продолжается наступление электронных изданий в учебной сфере, начиная со школьного обучения, и далее, в сфере среднего и высшего образования. Во многих случаях оправдан частичный или полный переход к электронным учебникам и компьютерным образовательным технологиям. Эффективность такой замены тем выше, чем больше разнообразие учебных пособий и ниже их тиражи. Ответ на вопрос об изменениях в традиционном издательском и печатном бизнесе, необходимых для адаптации к новым информационным технологиям, также требует проведения достаточно широких и глубоких научных исследований. Начиная с 2009 года некоторые зарубежные страны (например, Япония) переводят школьные учебники в электронные, снабжая свои школы индивидуальными ПК
Производство как электронных изданий, так и печатной продукции все более интегрируется в единое пространство медиаиндустрии. Одновременно, в пределах той же медиаиндустрии происходит процесс интеграции печатных и электронных изданий.
Преимущества электронных изданий перед печатными изданиями Затрачивается меньше материалов на подготовку Эл. Книги, т.о. экономится больше финансовых средств. В штате Техас (США) Комитет по школьному образованию подсчитал, что дешевле обеспечить каждого школьника компьютером и учебниками в электронной форме, чем ежегодно расходовать огромные средства на печать этих учебников. Скорость подготовки книг так же выше по сравнению с печатными. Этот фактор очень важен для подготовки учебников по истории, т.к. данный предмет всегда требует обновления, также компьютерная литература нуждается в постоянном обновлении.
К достоинству электронных учебников можно отнести: Возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого. В частности, имеется в виду возможность использования как текстовой или гипертекстовой, так и фреймовой структуры учебника, причем количество фреймов, их размеры и заполнение может изменяться. Вместо части фреймов, по желанию студента, можно использовать всплывающие окна с тем же самым содержимым, например, с рисунками или списком определений. Возможность использования дополнительных (по сравнению с печатным изданием) средств воздействия на обучаемого (мультимедийное издание), что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал. Особенно важным нам представляется включение в текст пособия анимационных моделей. Положительный эффект можно достигнуть и с помощью звукового сопровождения, соответствующего лекторскому тексту. Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника. В печатном издании таких возможностей две: оглавление и колонтитулы, иногда к ним также относят глоссарий. Однако для практической реализации этих возможностей необходимо листать страницы учебника. В электронном пособии используются гиперссылки и фреймовая структура или карты-изображения, что позволяет, не листая страниц, быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых были расположены соответствующие разделы.
Развитый поисковый механизм не только в пределах электронного учебника, но и вне его. В частности, по гипертекстовым ссылкам можно перемещаться по тексту издания, просматривать рисунки, обращаться к другим изданиям, ссылки на которые имеются в нем (литература и пр.), даже написать электронное письмо автору пособия с просьбой объяснить те или иные положения учебника. При использовании сетевых обучающих структур возможно обсудить положения учебника с другими студентами (в электронном читальном зале), оставаясь на своем рабочем месте. Возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний студента, и на этой основе автоматический выбор соответствующего уровню знаний слоя учебника, как указано в следующем пункте. Возможность адаптации изучаемого материала к уровню знаний студента, следствием чего является улучшение восприятия и запоминания информации. Адаптация основана на использовании слоистой структуры издания, причем в соответствии с результатами тестирования студенту предоставляется слой, соответствующий уровню его знаний.
Области распространения и применения электронных изданий Привычным для нашей страны стали виртуальные книжные магазины и прилавки, которые распространяют книги через сеть, не имея никакого торгового объекта в реальном мире, даже простого киоска или стола на книжном развале. Познакомиться с электронными изданиями можно, обратившись в электронную библиотеку. Такие библиотеки могут быть двух видов: представительства в сети реальных библиотек, обычно крупных, имеющих свои собственный Web-сервер или сайт; типично виртуальные библиотеки, не имеющие реального представительства, а предоставляющие читателям только электронные книги; такие библиотеки организуются энтузиастами и пополняются не только организаторами, но и читателями. Таким образом, средствами распространения электронной книги в сети являются: виртуальные магазины, которые могут существовать и на сайтах издательств, представительства в сети крупных государственных библиотек, виртуальные библиотеки, т.е. созданные на некоммерческих началах сетевые хранилища электронных изданий. Вначале рассмотрим виртуальные библиотеки.
библиотека Максима Мошкова (http://www.lib.ru), информационный объем которой превышает 1,7 Гб Всероссийское общество тинейджеров (http://www.svot.narod.ru). Сайт оформлен как совокупность (список) нескольких электронных тематических библиотек, для каждой из которых указан ее электронный адрес и на которые возможен переход по ссылкам. «Избой-читальней» представлено на сервере «Русский Сиэттл» (www.russianseattle.com) Виртуальными электронными библиотеками называют также представительство реальных крупных библиотек в Интернете. Их перечень содержится в каталоге электронных библиотек (www.svot.narod.ru). Наибольший интерес представляет сводный каталог научно-технической литературы, представленный на сайте Государственной публичной научно-технической библиотеки (ГПНТБ), адрес которого www.gpntb.ru . Виртуальная всемирная библиотека http://vlib.org/
Текст – как основная информационная составляющая электронных изданий Основу большинства электронных изданий, как и печатных изданий, составляет текстовой материал. Именно на текст ложится основная семантическая нагрузка. Текстовой материал электронных изданий может подготавливаться в текстовых редакторах или программных пакетах верстки и оформляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к печатным изданиям. При подготовке публикации каждая из указанных программ подготавливает текстовые файлы в своем формате, однако, последующая печать на твердый носитель обеспечивает одинаковые возможности по восприятию текстовой и графической информации.
Фирмой Adobe Systems предложен свой подход к решению проблемы программно - информационной совместимости электронных изданий. В качестве стандартного (де-факто) текстового формата выбран формат разметки текста PDF. Это объясняется тем, что практически в каждой из программ текстовых редакторов или пакетов верстки имеются трансляторы формата документа, созданного в определенной программе, в формат PDF. Поэтому любой электронный документ можно представить в едином виде (в стандарте де-факто PDF) и осуществить его просмотр в программе Adobe Acrobat. В ряде электронных документов текстовой материал используется в качестве комментария к графическим или анимационным элементам электронных изданий. К таким электронным изданиям относят гиперграфические и мультимедиа - издания. Исходный текстовой материал электронного издания может подготавливаться традиционными способами: с помощью клавиатурного набора; сканирования текстовых блоков исходного документа с последующим распознаванием символов в среде соответствующих программ распознавания текста; переносится на компьютер с помощью магнитных носителей; передаваться по сети и т.д.
Место иллюстративного материала в электронных изданиях Помимо текста в состав электронных документов могут быть включены и другие элементы. Прежде всего - это полутоновые и цветные иллюстрации. Эти графические изображения представляются в виде растровой или векторной графики.
Наиболее простым источником получения электронного файла растрового изображения является сканер. В последние годы все большую популярность приобретают цифровые фотокамеры. Известно три вида цифровых фотокамер: студийные, бытовые и профессиональные. Студийные фотокамеры предназначены для работы в стационарных условиях в составе фотостудий. Они подключаются к компьютеру и позволяют перед съемкой осуществить синтез фотографируемой сцены и персонажей. Возможность наблюдать на экране монитора будущий результат и внесение до экспозиции соответствующих корректив повышает эффективность их использования. В качестве особенностей этого типа фотокамер следует отметить их относительно низкое быстродействие (повышенная экспозиция), что при использовании профессиональных фотомоделей не является существенным.
Анимация и видео в электронных изданиях Известно, что анимационные файлы в формате GIF, занимают почетное место на Web-страницах. Надо сказать, что в электронных изданиях любого типа анимационные файлы также используются достаточно широко. Это объясняется тем обстоятельством, что GIF-файлы непосредственно воспроизводятся большинством браузеров, причем информационный объем, занимаемый этими файлами, сравнительно невелик. Искусственный мир компьютерной анимации лежит где-то посередине между миром неподвижных изображений и реальным миром видеоизображений. Обычные мультипликационные фильмы состоят из множества рисованных изображений-кадров, в которых последовательно изменяются позиции объекта анимации. В результате при отображении с достаточной скоростью такой последовательности изображений у зрителя возникает впечатление движения объектов. Каждое такое изображение формирует отдельный кадр, причем задержка следующего кадра и его линейное смещением относительно предыдущего по каждой координате может регулироваться. Разрешение для всех изображений, входящих в данный файл, или количество пикселов по каждой координате должно в каждом файле поддерживаться постоянным.
Классификация электронных изданий Классификация электронных изданий может вестись по нескольким признакам. Наиболее существенными из них нам представляются следующие: круг потребителей продукции; периодичность издания; вид издания; способ распространения; формат издания.
Круг потребителей К ним можно отнести учащихся, использующих электронные учебники, туристов и посетителей музеев, которые с помощью электронных изданий могут совершать виртуальные путешествия и осмотр памятников культуры, специалистов, использующих справочные и иные пособия по своей специальности, детей, «посещающих» мультимедийные виртуальные спектакли и т. д. Эти издания распространяются преимущественно на компакт-дисках и рассчитаны на мультимедийный компьютер. Научные и технические издания, преимущественно периодические, рассчитаны на широкий круг научных работников, специалистов и преподавателей и становятся все более популярными, главным образом благодаря опережающей, по сравнению с печатными изданиями, возможности ознакомления с ними, а также в связи с большей простотой и дешевизной получения информации, простоте ее извлечения и возможности контекстного просмотра авторских ссылок и сопутствующих материалов. И в последнее время основной средой распространения таких изданий стала глобальная сеть Интернет. Сопутствующими для всех рассмотренных выше разновидностей электронных изданий являются рекламные материалы. В большинство электронных изданий, как, впрочем, и в печатные, вкрапляется реклама в самых различных формах. Самая простая и естественная из этих видов – реклама фирмы, производящей данное электронное издание, включающая в себя как минимум информацию о других электронных изданиях профиля, выпущенных или подготавливаемых к выпуску этой фирмой. В периодических электронных изданиях реклама автоматически переносится со сверстанных страниц оригинала в электронное издание. В изданиях, распространяемых по глобальным сетям, само оформление сайтов, страниц и интерфейсов уже содержит рекламные элементы, в част ности, анимационные.
Способ распространения Все электронные издания можно разделить на группы: распространяемые на физических носителях, преимущественно CD; распространяемые в сетевых средах, как локальных (например, электронная библиотека учебного института), так и глобальных.
Развитие технологий «электронные» книги, «электронная» краска и «электронная» бумага "Электронная книга" (eBook) – это портативное устройство (иногда его называют Reader), имеющее вместо традиционных страниц бумажной книги экран-дисплей, на котором и происходит отображение информации - электронных текстов (eText). Необходимо разделять содержание книги (eText) от носителя этого содержания (eBook). Многие сетевые магазины, продавая электронные тексты книг (eText в нашем понимании), называют их электронными книгами. В настоящее время можно выделить два типа электронных книг. Первый - книги с одним экраном-дисплеем, книги Планшетного типа (Plate eBook). Второй - книги с двумя экранами, книги Двухэкранного типа (Twoscreen eBook). Реально существующие на сегодняшний день электронные книги Rocket eBook и SoftBook относятся к книгам планшетного типа, а EveryBook - к книгам двухэкранного типа.
Электронная бумага Компании Epson и Fujitsu добились успеха в создании образца электронной бумаги - прототип гибкого микропроцессора, - сравнимой по яркости и толщине с традиционными печатными листами. Изделие представляет собой "асинхронный микропроцессор", созданный из 32 тысяч низкотемпературных полисиликоновых тонкопленочных транзисторов, уложенных на подложку из гибкого пластика. Характеристики новинки – легко читаемая, легко транспортируемая, прочная, с улучшенными характеристиками яркости и контрастности. Созданная электронная бумага по виду практически не отличается от обычной фотобумаги. Благодаря встроенной функции запоминания информация на е-бумаге остается видимой некоторое время после отключения питания листа. Для обеспечения этой возможности используется специальное энергосберегающее устройство, встроенное в лист. Кроме прочего, новая разработка привлекает возможностью практически неограниченного числа переписывания, а также свободной деформируемостью и портативностью. В производство разработка поступила в 2006 году.
Спасибо за внимание!!!