Таблица ОС — это таблица, в которой рассматриваются объекты, принадлежащие одному классу. В одной строке такой таблицы содержится информация об одном объекте. Столбцы — отдельные характеристики (свойства) объектов. Таблицы типа «объекты-свойства» (ОС)
Таблица — универсальное средство представления информации. В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов. Основные понятия таблицы
Объект - это то, о чем идет речь. Класс объектов — множество объектов, объединенных какими-то общими свойствами. Свойства - характеристики, признаки объекта. У каждого свойства есть название и значение.
Таблицы типа «объекты-свойства» (ОС) Таблицы типа «объекты-объекты» (00) Табличные логические информационные модели Типы таблиц:
Выделить объекты и свойства. Назвать класс объектов. Вписать названия объектов и их свойства. Вписать значения свойств. Порядок построения таблиц ОС:
Таблица «Домашняя библиотека» Название Автор Год Человек – амфибия Беляев А.Р. 1987 Бродяги севера КервудД. 1991 Повести и рассказы Тургенев И.С. 1982 Избранное Олеша Ю.К. 1987 Звезда КЭЦ Беляев А.Р. 1990 Кюхля Тынянов Л.Н. 1979 Повести и рассказы Толстой Л.Н. 1986 Избранное Беляев А.Р. 1994
Класс объектов — книги домашней библиотеки. Свойства — автор, название, год издания. Значения свойств: автор: А. Беляев, ... название: «Человек-амфибия»,... год издания: 1987,... Понятия для таблицы «Книги» Возврат к списку типов таблиц
Таблица 00 — таблицы, отражающие взаимосвязи между разными объектами. Порядок построения таблиц 00: Выделить объекты и свойства. Назвать класс первых и вторых объектов. Вписать название первых и вторых объектов. Вписать значения свойств в ячейки. Таблицы типа «объекты-объекты» (00)
Таблица «Успеваемость» Ученик Русский язык Алгебра Физика Химия Иванов Саша 4 3 5 3 Горин Иван 5 3 5 5 Семенов Петя 3 4 4 5
Класс первых объектов — ученики (фамилии). Класс вторых объектов — предмет. Первые объекты - Иванов Саша,... Вторые объекты - Русский язык,… Свойства — оценки. Понятия для таблицы «Успеваемость» Возврат к списку типов таблиц
С помощью таблиц можно находить решения логических задач. Такая форма решения задачи является наиболее наглядной и простой. Табличные логические информационные модели
В школе учатся четыре талантливых подростка: Иван, Петр, Алексей и Андрей. Один из них - будущий хоккеист, другой преуспел в футболе, третий - легкоатлет, четвертый подает надежды как баскетболист. О них известно следующее: Иван и Алексей присутствовали в спортзале, когда там занимался легкоатлет. Петр и хоккеист вместе были на тренировке баскетболиста. Хоккеист раньше дружил с Андреем, а теперь неразлучен с Иваном. Иван незнаком с Алексеем, так как они учатся в разных классах и в разные смены. Кто чем увлекается? Пример решения логической задачи
Построим таблицу, в которой учтем все возможные варианты. Включим в нее столбцы с названиями: "Футболист", "Баскетболист", "Легкоатлет", "Хоккеист" и строки с именами мальчиков: Футболист Баскетболист Легкоатлет Хоккеист Иван Петр Алексей Андрей
Из первого пункта следует, что ни Иван, ни Алексей не могут быть легкоатлетами. В таблице занесем в соответствующие клетки знак "минус". Аналогично определяем, что: Петр не баскетболист и не хоккеист (из пункта 2); Андрей и Иван не хоккеисты (из пункта 3). После анализа исходных условий таблица выглядит так: Анализ исходных условий Футболист Баскетболист Легкоатлет Хоккеист Иван - - Петр - - Алексей - Андрей -
По условию задачи каждый подросток обладает только одним талантом. Следовательно, в каждой строчке и каждом столбце может быть только один "+". В графе "Хоккеист" оказалось три минуса, тогда хоккеистом должен быть Алексей, так как согласно условию хоккеист среди них есть. Поставим в этой клетке "+". Но раз Алексей хоккеист, он не может быть ни легкоатлетом, ни футболистом, ни баскетболистом, что и зафиксируем знаком "-" во всей «алексеевской» строчке. Сопоставим теперь второй и третий пункты условия задачи. Петр и Алексей вместе были на тренировке баскетболиста, но Иван не знает Алексея, значит, баскетболист - не Иванов. Отметим этот факт минусом в соответствующей клетке. Теперь в столбике "Баскетболист" три минуса, поэтому баскетболистом является Андрей, ставим ему "+", а в оставшихся пустых клетках строки - минусы. Теперь определился легкоатлет - это Петр. Ставим минусы в его строке. Остается один Иван, и он, очевидно, футболист.
Окончательный вид таблицы: В результате составления логической модели в виде таблицы и ее анализа, получен вывод, что Иван - футболист, Петр - легкоатлет, Алексей - хоккеист, а Андрей - баскетболист. Завершить показ Перейти к первому слайду Футболист Баскетболист Легкоатлет Хоккеист Иван + - - - Петр - - + - Алексей - - - + Андрей - + - -