Алгоритмы и величины
Работа по решению любой задачи с использованием компьютера делится на следующие этапы: - Постановка задачи. -Формализация задачи. -Построение алгоритма. -Составление программы на языке программирования. -Отладка и тестирование программы. Проведение расчетов и анализ полученных результатов.
Таким образом, программист должен обладать следующими знаниями и навыками: • уметь строить алгоритмы; • знать языки программирования; • уметь работать в соответствующей системе программирования.
Понятие алгоритма Одним из фундаментальных понятий в информатике является понятие алгоритма. Происхождение самого термина «алгоритм» связано с математикой. Это слово происходит от Algorithm! — латинского написания имени Мухаммеда аль-Хорезми (787—850), выдающегося математика средневекового Востока.
Алгоритм — это последовательность команд управления каким-либо исполнителем. В школьном курсе информатики с понятием алгоритма, с методами построения алгоритмов ученики знакомятся на примерах учебных исполнителей: Робота, Черепахи, Чертежника и т.д. Эти исполнители ничего не вычисляют. Они создают рисунки на экране, перемещаются в лабиринтах, перетаскивают предметы с места на место. Таких исполнителей принято называть исполнителями, работающими в обстановке.
В разделе информатики под названием «Программирование» изучаются методы программного управления работой ЭВМ. Следовательно, в качестве исполнителя выступает компьютер. Компьютер работает с величинами — различными информационными объектами: числами, символами, кодами и т. п. Поэтому алгоритмы, предназначенные для управления компьютером, принято называть алгоритмами работы с величинами.
Данные и величины, Совокупность величин, с которыми работает компьютер, принято называть данными. По отношению к программе данные делятся на которые получаются в процессе вычислений. исходные промежуточные результат на исходные результаты (окончательные данные) промежуточные
Пример при решении квадратного уравнения ax2 + bx + с = 0 исходными данными являются коэффициенты а, b, с, результатами — корни уравнения х1, х2, промежуточным данным — дискриминант уравнения D = b2 — 4aс.
Для успешного освоения программирования необходимо усвоить следующее правило: всякая величина занимает свое определенное место в памяти компьютера (иногда говорят — ячейку памяти). У всякой величины имеются три основных свойства: имя, значение и тип. В алгоритмах и языках программирования величины делятся на константы и переменные.
Константа — неизменная величина, и в алгоритме она представляется собственным значением, например: 15, 34.7, k, true и т.д. Переменные величины могут изменять свои значения в ходе выполнения программы и представляются символическими именами — идентификаторами, например: X, S2, codl5. Любая константа, как и переменная, занимает ячейку памяти, а значение этих величин определяется двоичным кодом в этой ячейке.
Типы величин — типы данных В любой язык входит минимально необходимый набор основных типов данных, к которому относятся: целый, вещественный, логический и символьный типы. С типом величины связаны три ее характеристики: множество допустимых значений, множество допустимых операций, форма внутреннего представления
Есть еще один вариант классификации данных — классификация по структуре. Данные делятся на простые и структурированные. Для простых величин (их еще называют скалярными) справедливо утверждение: одна величина — одно значение, для структурированных: одна величина — множество значений. К структурированным величинам относятся массивы, строки, множества и т.д.
Компьютер— исполнитель алгоритмов Исполнителем является комплекс компьютера + Система программирования (СП). Программист составляет программу на том языке, на который ориентирована СП. Например, компьютер с работающей системой программирования на Бэйсике называют Бэйсик-машиной; компьютер с работающей системой программирования на Паскале называют Паскаль-машиной и т.п. Независимо от того, на каком языке программирования будет написана программа, алгоритм решения любой задачи на компьютере может быть составлен из команд: • присваивания; • ввода; • вывода; • обращения к вспомогательному алгоритму; • цикла; • ветвления.
Линейные вычислительные алгоритмы Рассмотрим пример. В школьном учебнике математики правила деления обыкновенных дробей описаны так: 1. Числитель первой дроби умножить на знаменатель второй дроби. 2. Знаменатель первой дроби умножить на числитель второй дроби. 3. Записать дробь, числитель которой есть результат выполнения пункта 1, а знаменатель — результат выполнения пункта 2. В алгебраической форме это выглядит следующим образом:
Исходными данными являются целочисленные переменные а, b, с, d. Результатом — также целые величины тип. Блок-схема и текст алгоритма на учебном алгоритмическом языке приведены ниже (в дальнейшем для краткости будем обозначать учебный алгоритмический язык буквами АЯ).
Формат команды присваивания следующий: переменная:=выражение Знак «:=» нужно читать как «присвоить». Команда присваивания обозначает следующие действия, выполняемые компьютером: Вычисляется выражение. 2. Полученное значение присваивается переменной. В приведенном выше алгоритме присутствуют две команды присваивания. В блок-схемах команда присваивания записывается в прямоугольнике. Такой блок называется вычислительным блоком.
В приведенном алгоритме присутствует команда ввода: ввод a,b,c,d В блок-схеме команда ввода записывается в параллелограмме — блоке ввода-вывода. При выполнении данной команды процессор прерывает работу и ожидает действий пользователя. Пользователь должен набрать на устройстве ввода (клавиатуре) значения вводимых переменных и нажать на клавишу ввода Enter. Значения следует вводить в том же порядке, в каком соответствующие переменные расположены в списке ввода
Полученные компьютером результаты решения задачи должны быть сообщены пользователю. Для этих целей предназначена команда вывода: вывод m,n С помощью этой команды результаты выводятся на экран или на устройство печати на бумагу. Этот пример иллюстрирует три основных свойства команды присваивания: • пока переменной не присвоено значение, она остается неопределенной; • значение, присвоенное переменной, сохраняется в ней вплоть до выполнения следующей команды присваивания этой переменной; • новое значение, присваиваемое переменной, заменяет ее предыдущее значение.