Олимпиада проводится по предметам базисного учебного плана Олимпиада проводится по предметам базисного учебного плана Участие олимпиады начинается со школьного этапа для учеников 5-11 классов. Три ступени развития олимпиадной подготовки: Ступень 1 – начальная подготовка (5-6 классы) Ступень 2 – основная подготовка (7-8 классы) Ступень 3 – профильная подготовка (9-11 классы)
1. Содержание предмета Информатика 1. Содержание предмета Информатика ФГОС начальной школы Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 2. ФГОС основной школы Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта; развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта;
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время: В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; на внеурочную деятельность.
Начальная школа: в рамках расписания уроков 2-3 или 3-4 классы 1 час в неделю Начальная школа: в рамках расписания уроков 2-3 или 3-4 классы 1 час в неделю Внеурочная деятельность 2 часа в неделю
Основная школа: в рамках расписания уроков 7-9 классы Основная школа: в рамках расписания уроков 7-9 классы 5-6 классы – внеурочная деятельность и 2-й урок технологии
Вопросы: Вопросы: Особенности подготовки участников начальной ступени олимпиадной подготовки (5-6 классы): преемственность с начальной школой Содержание олимпиадной подготовки. Задачи школьного этапа для 5-6 класса. Рекомендации ЦПМК ВсОШ по информатике Среда проверки решений и решение задач на компьютере учениками 5-6 классов: единая коллекция ЦОР
12.2. Математика и информатика: 12.2. Математика и информатика: овладение основами логического и алгоритмического мышления, записи и выполнения алгоритмов; умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные; приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; 12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; 13) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
2. На уроках информатики: 2. На уроках информатики: Знакомство с компьютером и управлением экранным интерфейсом Знакомство с алгоритмами и исполнителями Знакомство с компьютерной средой управления исполнителем Решение алгоритмических задач Клавиатурный ввод (десятипальцевая печать) Знакомство с интерактивной средой решения алгоритмический задач на компьютере Работа с файлами и папками Работа в сети
3. Внеурочная деятельность в начальной школе: «Кружок Алгоритмики» 3. Внеурочная деятельность в начальной школе: «Кружок Алгоритмики» Знакомство с различными алгоритмическими конструкциями Языки команд Исполнителя (ЯКИ) для управления исполнителем в компьютерной среде Переход от текстового условия задачи к математическому условию Логические функции при построении алгоритма решения задачи на основе проблемных ситуаций с эффектом усложнения условия Выполнение алгоритмов на компьютере в алгоритмической среде
Информация. Кодирование. Информация. Кодирование. Информационные процессы Математические основы информатики Алгоритмы Программирование Моделирование Состав компьютера. Программное обеспечение компьютера. Управление компьютером Компьютерные сети
Усложнение алгоритмов Усложнение алгоритмов Вероятность в алгоритмах Первичные понятия информационных структур: графы, матрицы и работа с ними Элементы комбинаторики Решение / моделирование алгоритмических задач в среде Исполнителя Введение в реальную среду программирования как инструмент реализации алгоритмов на компьютере Типовые инструменты среды программирования (режим помощь, режим редактирования, режим отладки) Введение в языки программирование (понятие систаксиса языка и семантики языка) Сравнение сред программирования и синтаксиса языков программирования
Развитие интеллектуальное: алгоритмическое мышление, умение перейти от неформальной постановки задачи к математической модели, системное представление об алгоритмах, Развитие интеллектуальное: алгоритмическое мышление, умение перейти от неформальной постановки задачи к математической модели, системное представление об алгоритмах, Развитие технологическое: технология реализации алгоритмического мышления на компьютере – технология программирования (реализация математической модели средствами программирования), системное владение компьютером (компьютерная сеть, интерфейс, интерактивность) Общая техничность (умелость): скоростной ввод на клавиатуре, скоростное чтение текста, знание английского языка
Критерии выбора: Критерии выбора: Рекомендации ЦПМК ВсОШ по информатике Основные языки (Си и Паскаль для Win и для Linux) Дополнительные языки Выбор ученика Умение сравнивать языки Знание системы правил олимпиадной подготовки Умение быстро набирать без ошибок в выбранной среде программирования вслепую
ФГОС: Образовательное учреждение должно также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР. ФГОС: Образовательное учреждение должно также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР. Обязательное использование компьютерных алгоритмических сред в начальной школе Возможность плавного встраивания среды программирования в работу учеников в 5-6 классе
Набор задач по нескольким уровням сложности Набор задач по нескольким уровням сложности Разные типы алгоритмических заданий (перестановки, переливания, взвешивания, переправы, переезды, работа с числами) (Виртуальные Лаборатории по информатике) Алгоритмы на координатной плоскости (управление перемещением с условиями) система автоматической проверки решений и оценивания персонализированный вход, индивидуальный набор заданий Личная папка решений ученика Открытая среда дополнения и редактирования наборов задач
Видеолекция «Освоение среды Виртуальных лабораторий с системой проверки решений» Видеолекция «Освоение среды Виртуальных лабораторий с системой проверки решений» http://metodist.lbz.ru/content/video/kuris.php Адрес ресурса: http://school-collection.edu.ru, раздел «Информатика», 2-6 классы, выбрать «Интерактивный задачник по информатике для 2-6 классов» Методическое пособие и 100 алгоритмических задач http://lbz.ru/books/264/5211/ Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе : методическое пособие Авторы: Цветкова М. С., Курис Г. Э. Год издания: 2008
http://metodist.lbz.ru/lections/6/ Открыт форум! Библиотека олимпиадной информатики – начальный уровень: http://metodist.lbz.ru/lections/6/begin.php Полезные ссылки: Среда КуМир – свободный доступ: http://www.niisi.ru/kumir/dl.htm