«… Может увеселиться око в том, что он построил»Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео РастреллиАвторская методическая разработка Малаховой Н.Н.
Информационно-методическая карта урокаЦель: развитие у учащихся способности к эмоционально-личностному восприятию и осмыслению особенностей растреллиевского барокко Художественно-педагогическая идея: через созерцание архитектурных форм и деталей, интерьеров и декора, размышления о характерных чертах стиля Ф.Б.Растрелли – к открытию собственного понимания русского барокко
Информационно-методическая карта урокаЗадачи: 1) расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с русским барокко;2) развитие у старшеклассников способности к личностному проживанию изучаемого произведения искусства, а также умения анализировать, критически осмысливать материал;3) постижение мировоззренческих акцентов творчества русского архитектора Ф.Б.Растрелли.
Информационно-методическая карта урокаКомпозиция урока:Анфилада (ряд залов, сообщающихся друг с другом дверными проемами, расположенными по одной оси)Музыкальный ряд: И.С.Бах Оркестровая сюита №3 (Ария, Шутка), В.А.Моцарт Рондо из концерта для духовых инструментов №4, Д.Чимароза Серенада, П.Чесноков Молитва «Не умолчим никогда, Богородице», Ж.Массне «Размышление»
ПрологНа протяжении тысячелетий человек мечтает о рае – небесном и земном. Земной рай должен напоминать небесный, соотноситься с ним. Человек ищет его в красоте ландшафтов или создает сам.Соотнесением , сопряжением земного и небесного издавна занималось искусство – зодчество, архитектура. Неслучайно само слово «архитектор» означает «главный строитель», «верховный строитель».
Мы никогда не жили вне архитектуры, мы всегда живем внутри нее. Она играет пространством и светом. Архитектура постигается не только органами чувств, но и всем телом. Мы ступаем ногами по мраморному полу и слышим, как звучат шаги, прикасаемся руками к поверхности стен, вздрагиваем от неожиданно открывшейся перспективы …Архитектура организует пространство городов, в которых мы живем. Это своего рода – Книга, которую пишут веками зодчие и строители.
Зал первый «Архитектурное ядро города» (работа с картой Санкт-Петербурга)
Петр I«Строить Петербург как европейский город»
Елизавета ПетровнаПетербург из города-порта превращался в город дворцов
Франческо Бартоломео Растрелли«Обер-архитектор» императорского двора
Зал второй Зимний дворец в Санкт-Петербурге
1. С помощью каких приемов архитектор преодолел тяжесть каменной массы и создал иллюзорную подвижность стены?2. Каким образом решен в архитектуре Зимнего дворца вопрос противоборства горизонтали и вертикали?3. В чем уникальность архитектуры Зимнего дворца?
Эмоционально-художественное созерцание«Парадная лестница» Что вы почувствовали, глядя на эту лестницу дворца? Как бы вам хотелось подниматься по этим ступеням? В каком темпе? Какие картины рисует ваше воображение?
Зал третий Екатерининский дворец в Царском селе
1. Почему не возникает ощущения монотонности при восприятии этой части здания, протяженностью 306 метров? 2. Каким образом в интерьерах залов дворца архитектором создается иллюзия исчезновения стены? Как осуществляется «игра» с пространством?3. С помощью каких приемов Растрелли создает атмосферу вечного праздника на фасадах и в интерьерах Екатерининского дворца?
«Стилистика растреллиевского барокко»
Зал четвертый Смольный монастырь в Санкт-ПетербургеСозерцая этот храм под звуки молитвы, попытайтесь почувствовать динамику архитектурного ансамбля. Взгляните на него не как на застывшую форму, а как на живой организм со своим развитием, со своим характером…
1. Эхо каких архитектурных мотивов отозвалось в планировке и декоре Смольного монастыря (эмоционально-образное восприятие, подкрепленное фрагментом текста учебника)2. Назовите излюбленные стилистические приемы Ф.Б.Растрелли, использованные им в ансамбле Смольного монастыря. 3. Подтвердите мысль о том, что Смольный монастырь – образец уникального синтеза мощного древнерусского монолита и сложных барочных форм.
НАШ ПУТЕВОДИТЕЛЬпо творчеству архитектораФранческо Бартоломео Растрелли
Екатерина IIВзошедшая на престол Екатерина II, предпочла стиль французского классицизма
Франческо Бартоломео Растрелли прожил 71 год, из них большую часть – в России. Прибыв в северную столицу юношей, учеником своего отца, он достиг всех возможных для архитектора того времени высот.
Растрелли с чувством собственного достоинства воспринял события, уготованные ему судьбой. Взошедшая на престол Екатерина II, предпочла стиль французского классицизма. И архитектор, создавший величайшую страницу в истории русской архитектуры, оказался не востребованным. Он подает прошение об отставке.
Рефлексия «Франческо Бартоломео Растрелли» (1700-1771).Впечатление через 300 лет…» (индивидуальная творческая работа)«Мне кажется, что спустя 300 лет, все строения, созданные Растрелли, по-прежнему поражают своей красотой, мощностью и легкостью. Его стиль не давит, а наоборот, помогает взлететь» (Александр П.)
Рефлексия «Франческо Бартоломео Растрелли» (1700-1771).Впечатление через 300 лет…» (индивидуальная творческая работа)«Нельзя не гордиться и не восхищаться красотой и величием произведений, созданных Растрелли. Такое чувство, что его мыслями руководили какие-то высшие силы. Он вложил всю душу в свои произведения» (Евгений Ц.)«Я никогда бы не подумала (если бы не знала), что эти великолепные архитектурные строения были спроектированы нерусским человеком. Мне кажется, что в этих сооружениях он воплотил мощь России. Ее красоту» (Ирина Л.)