Тема проекта: «Социализация как фактор сохранения культуры бурятского народа»Автор: Бальжинимаева Алина, ученица 7 «б» класса МОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»
Актуальность:Каждому народу присуще непреходящие материальные и духовные ценности (родной язык, устное народное творчество, литература, народные традиции, обычаи и обряды, народные промыслы, и т.д.).В условиях рынка, глобализации эти ценности теряются, поэтому, сегодня актуально их сохранить и преумножить.
Проблема:Национальное и духовное возрождение России невозможно без современного осмысления богатого наследия прошлого.
Цель:изучить материал, отражающий историю материально-духовной культуры бурятского народа и узнать современное отношение к ней.
Задачи:Изучение литературы по данной теме.Изучение духовной культуры бурятского народа.Проведение социологического опросаПредмет исследования: традиции и обычаи бурятского народа.
Методы исследования:Теоретический (анализ литературы, синтез)Социологический (опрос)НаблюдениеОбобщение
Практическая значимость: Сегодня, когда в стране происходит активный процесс формирования российской государственности и ориентации на субъекты федерации, в этих условиях возрастает необходимость того, чтобы местное население, и особенно молодежь, хорошо знали свой край, его историю, экономику, трудовые и культурные традиции, этнографию народов, живущих в нем и толерантное отношение.
XXI век. Мы с надеждой смотрим в будущее, мечтаем о том, какой будет наша жизнь. Жизнь меняется, но невозможно движение вперед без знаний о нашем прошлом. Зная прошлое легче понять настоящее и без страха сделать шаг в будущее.
Бурятия – многонациональная республика, имеющая многовековую историю, богатейшую культуру и духовные традиции.
Основными яркими традициями, которые возобновились в новом тысячелетии являются:Бурятская свадьбаБурятские праздники (Сагаалган, Сурхарбан, конкурсы Дангина и Гэсэр, Именины («Милаангуд»))Игры и танцы бурят («Эрын гурбан наадан», ёхор, шагай надаан)Бурятские традиционные обряды (Обоо, Хии морин, Дугжууба).
Среди населения Республики Бурятия очень актуальным стал праздник Сагаалган. В первый день Сагаалгана нужно встать очень рано – в 4-5 часов утра. По поверьям, ранним утром, до восхода солнца, в каждый дом заходит богиня Балдан Лхамо, которая подсчитывает всех людей. Проспавшие ее приход, считается упускает свое счастье на целый год.
Обряд «Хии морин»В дни Сагаалгана совершается обряд «Хии морин» (запуска коня ветров). Изображение коня ветров, освещенное в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома, таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру.
Обряд вывешивания Хии морин
Ритуал «Дугжууба»В двадцать девятый день по лунному календарю в ритуальном костре «Дугжууба» сгорают все нечистоты тела, речи и ума каждого человека.
Современные молодые семьи празднуют день рождения по случаю исполнения одного года отроду своему чадо по старой традиции «Милаангуд».Когда новорожденному исполнялся календарный год, который у бурят-буддистов соответствовал двум годом жизни ребенка, ему справляли именины, называемые милаага или милаангуд.
Празднование «Милаангуд» (именины, исполнение новорожденному календарного года)
Обоо
Обряд «сэржэм» (подношение хозяину местности)
Заключение:Чтобы не исчезнуть бесследно, не кануть в небытие, возрождаясь, нужно стремиться к обогащению нашей общей культуры народов Республики Бурятия, России и современной культуры всего мира.
Спасибо за внимание!