Народные промыслы Центральной России Учитель географии Эмиралиева Сусанна Диляверовна : ученик:Тымко Анастасия 900igr.net
Народное декоративное искусство- неиссякаемый источник мудрости и красоты Издавно Центральная Россия славилась народными промыслами: игрушками искусных резчиков села Богородского, подносами жостовской фабрики, гжельскими фарфоровыми изделиями, павловопосадскими шерстяными платками, хохломской росписью.
Хохлома Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты, как душа у народа, красива, Ты, как и люди, служишь Отчизне!
ЛЕГЕНДА Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой. Это сказка, но сказка – ложь, да в ней намек. Не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота, которая зовется Хохломой. А появилось это искусство в 17 веке в селе Хохлома
Хохломские изделия изготавливают из липы, березы. Хохломской росписью расписывали домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Хохломские изделия считались хорошим подарком. В больших количествах изготавливали ложки – ложка у каждого была своя. Ложки еще использовались как музыкальный инструмент. Хохлома, как и любой другой вид искусства, словно старинная песня, а каждое новое поколение поет ее по-своему. В этих чашках, ковшах, ложках заключен поэтический образ России.
Павловские платки Издавна на Руси принадлежностью женского костюма был платок. Крестьянки ткали платки, украшали их вышивкой, набивали на них плотный узор. В XIX веке в России возникло производство платков и шалей.
В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготавливают прекрасные платки и шали, которые пользуются спросом как у нас, так и за рубежом.
Дымковская игрушка В Дымково любили песни,пляски, В селе рождались чудо-сказки Вечера зимою длинные, И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно расписные. И пошла о Дымке слава, Заслужив на это право. Удивительному чуду Мы поклонимся не раз, О древней дымковской игрушке Поведем сейчас рассказ.
В XIX – в начале XX века в Дымково жил ремесленный люд – рыбаки, кузнецы, сапожники, гончары и игрушечники. Игрушки делали в основном зимой и ранней весной, когда шла подготовка к весенней ярмарке. Эта ярмарка проходила в мае в Кирове, раньше этот город называли Вяткой. Отличительной чертой этого праздника был свист, отчего и сама ярмарка получила название «Свистунья». Все посетители ярмарки считали своим долгом посвистеть в свистульки.
Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях, уточки, лошадки, барышни, расписные птицы. Какую из игрушек ни возьми, сразу видно, это неповторимая дымковская. Честь и хвала дымковским мастерицам!
Жостово Предшественниками жостовских железных подносов были изделия из благородных металлов: серебра и золота, существовавшие еще в римские, греческие, египетские времена. А близкими родственниками в России стали нижнетагильские подносы, известные с середины XVII века.
Деревня Жостово бывшей Троицкой волости Московской губернии поначалу имела промысел кустарный, надомный. Осип Вишняков объединил существовавшие до этого разрозненные надомные промыслы, основав свою постоянную фабрику. Подносы в Жостове уникальны. Роспись делается без эскизов. В прошлом жостовские изделия украшались пейзажами со сказочными замками, жанровыми сценами, позднее – цветами. Цвет фона разнообразный, классический – черный. Жостовские подносы поражают воображение, рождают чувство уважения к мастерам, желание приобщаться к этой красоте.
Гжель А мы, ребята гжельские, известны на Руси Керамикой чудесною у каждого спроси.
Гжель – это название поселка в 60 км от Москвы и одновременно собирательное название целого района московской губернии, где с давних пор было повсеместно развито керамическое мастерство. Впервые местечко Гжель упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1328 году. К середине XVII века относятся первые сведения о Гжели как о местности, богатой хорошими глинами. В 1724 году в Гжели появился первый завод.
Роспись по фарфору гжельских мастеров отличается яркостью, свободной кистевой росписью. Сочетание белого фона с синей подглазурной росписью стало типичным для мастеров Гжели. Орнамент узоров, в основном растительный, рисуется вручную.
Глухая тоска без причины И дум неотвязный угар Давай-ка наколем лучины, Раздуем себе самовар. Тульские самовары
Настоящей самоварной столицей является Тула. Первая самоварная фабрика там была основана в 1778 году, а к 1890 году их было уже 74. Самовары делались маленькие дорожные и огромные трактирные, скромные мещанские и богато украшенные купеческие. Только в Туле выпускали около 150 фасонов различных самоваров: «шары», «бочонки», «вазы» и «рюмки», «банки». Сопели и пыхтели в домах наших бабушек эти самовары.
Борис Садовский сказал: «Самовар в нашей жизни, бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев» Самовары в России стали делать во второй половине XVIII века. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали. Самовар – символ уюта, домашнего тепла, семейного очага.
Много промыслов у нас – Выбирайте на заказ. Не ленитесь, покупайте И с собою забирайте.