Образовательная политика и повышение результатов обучения: опыт Финляндии Доктор Паси СальбергСимпозиум «Текущие проблемы в развитии региональных систем образования» ХМАО, 20 октября 2007 г.
ФИНЛЯНДИЯ - 2007 География:338 000 км2 (10% - водная поверхность, 69% -леса)188 000 озёр1269 км – протяжённость границы с РФ Население:5,3 млн.67% - в городах, 33% -в сельской местностиЯзыки: финский, шведский, саами
Вехи истории
Система образования в Финляндии
Построение обучающейся нации: что достигнуто Экономическая конкурентоспособностьТехнологическое развитиеНизкий уровень коррупцииСчастье
Образование и конкурентоспособность
Как о нас думали раньше …
…ничего особенного!
Сегодня Одна из успешных международных моделей конкуретоспособной экономики, общества, основанного на знаниях и высококачественном образовании
Факторы, определяющие хорошие результаты в образовании
Участие
Динамика уровня образования среди взрослого населения (15 лет и старше) в Финляндии, 1960-2005
Доля заканчивающих обучение в системе обязательного образования : - 99%
Выпускники старших классов в системе среднего образования в возрастной когорте : - 90% (ОЭСР - 82%)
Продолжительность получения образования: - Мужчины - 19,3 лет (ОЭСР – 17,0) - Женщины - 20,7 лет (ОЭСР – 17,8)
Чистый показатель зачисления в систему высшего образования (Тип А) : - 73% (средний показатель по ОЭСР - 53%)
Показатель участия в системе образования для взрослых:57% (самое высокое значение в странах ОЭСР)
Приобретение знаний
Результаты учащихся по математике, SIMS 1981 20 школьных систем, учащиеся 8-х классов
Результаты учащихся по математике, TIMSS-R 1999 38 стран, учащиеся 8-х классов
Результаты математической грамотности учащихся, PISA 2003 41 страна, учащиеся в возраста 15 лет
Результаты учащихся по математике
Cправедливость
Вариативность в успеваемости учащихся (математика)
Справедливость в результатах обучения Вариативность между школами в основном соответствует характеру социального неравенства. Незначительный источник вариативности говорит о том, что школы успешно устраняют это социальное неравенство.
Стоимость
Соотношение между кумулятивными расходами на учащегося в возрасте 6-15 лет в 2002 г. (OECD, 2005) и результатами теста PISA по математике в возрасте15 лет в 2003 г. (OECD, 2004)
Обще кол-во предполагаемых часов обучения в государственных учебных заведениях в возрасте от 7 до 14 лет (2005)
Годовые расходы на образовательные учреждения в расчете на одногоучащегося от начального до высшего образования (2005)
Заработная плата учителя:около €38,000 в год (среднее по ОЭСР)
Нагрузка на учителя:- 16:1
Средняя численность учеников в классе ( 7-9 класс):- 20 (в среднем по ОЭСР - 24)
Обеспеченность учащихся компьютерами:- 1 компьютер на 8 учащихся (среднее по ОЭСР - 1:13)
Расходы на образование:- Расходы на образование как доля ВВП – 5,8% (ОЭСР – 5,9%, Корея - 8,2%)
Доля частных расходов на образовательные учреждения: - 2,2% (ОЭСР 11,6%)
Как Финляндия построила успешное общество, основанное на обучении? Инвестиции - в создание равных возможностейДоверие учителям - уважение к профессионализмуПервостепенное внимание – обучению и всестороннему развитиюДостижение высокой степени подотчетности - проведение обоснованной и разумной политикиПоощрение со стороны общества – гибкости мышления, предприимчивости и творчествуПоддержка – расширению кругозора и обучению
Основные этапы развития системы образования в Финляндии
Спасибо за внимание! “Education policies for raising student learning: The Finnish approach” (“Политика в сфере образования с целью повышения мотивации студентов к обучению : финский подход»)Journal of Education Policy, 22(2), 2007