Выполнила: учитель физики и математики МКОУ СОШ п. Прудовой Рухманова В.В. 2016 г Технология подготовки учащихся к ОГЭ И ЕГЭ
Современный старшеклассник относится к ЕГЭ как к серьезному жизненному испытанию и связывает с его результатами свою возможность поступления в вуз. Поэтому на учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, творческого, мировоззренческого смысла преподаваемого предмета.
В настоящее время проблема подготовки учащихся к ЕГЭ очень актуальна. Могу смело утверждать: идеального варианта подготовки учащихся к ЕГЭ – нет. Если учитель стремится к успеху своих учеников на экзамене, то он обязательно выработает свою систему подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену.
Для получения полного представления об условиях изучения физики и затратах на подготовку к итоговой аттестации необходимо сказать о количестве часов учебного плана. Курс физики начинается с 7 класса и изучается по 2 часа в неделю. Получается, что ученик изучает физику на протяжении 70 часов в год и 350 часов за весь период обучения. Для сравнения назову период и количество часов, отведенные для изучения математики. Математику изучают с 1 класса, суммарное количество часов за весь период составляет 1765, это в 5 раз больше чем отведено на физику, а минимальный первичный балл по физике выше в 2 раза.
На мой взгляд, основная трудность в подготовке к ЕГЭ и ГИА состоит в том, что ученик должен владеть всем учебным материалом по предмету, начиная с 7 класса. А это значит, что учитель должен найти в 9 и 11 классе время (на уроке или после него) для повторения и систематизации ранее изученного материала. Теоретический материал настолько велик, что приходится сокращать время на решение задач. А контрольно-измерительные материалы и 9, и 11 классов состоят именно из задач. На уроке мы можем решить только стандартные одношаговые задачи. Это значит, что совершенствовать навык решения одношаговых задач и приобретать навык решения более сложных задач учащиеся могут только во внеурочное время.
Большая трудность при подготовке к ЕГЭ и ГИА по физике заключается в том, что учащиеся обладают недостаточными знаниями по математике: не могут из одной формулы вывести другую, перевести единицы измерения, привести число к стандартному виду, округлить число, прочитать или построить график, а очень часто, даже зная формулу, просто не могут вычислить результат.
Обучающиеся, изучающие физику на базовом уровне, не могут продемонстрировать в рамках ЕГЭ по физике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок. Начинать подготовку учащихся к ЕГЭ необходимо как можно раньше - с 7 класса и на протяжении последующих лет работы в данном классе.
Такая подготовка заключается в применении тестовой технологии для проверки качества знаний на различных этапах урока. Но это, скорее, настрой ученика на экзамен сначала в рамках ОГЭ, а затем и ЕГЭ, так как у учащихся вырабатываются умения работать с тестами: концентрировать внимание, актуализировать в нужный момент знания и навыки, умело распределять время выполнения работы.
Но одним применением тестовой технологии добиться успеха в ЕГЭ невозможно. Те знания, которые понадобятся учащимся выпускных классов на ЕГЭ, закладываются в основном только в 10-11 классах, когда начинается изучение разделов физики более углубленно. Поэтому к процессу подготовки учащихся 11 классов к Единому Государственному Экзамену по физике необходимо подходить очень серьёзно. Ведь нужно решать одновременно две задачи: дать новое и повторить старое.
Для осуществления контроля над процессом повторения на уроках завожу диагностическую таблицу, в которой фиксирую качество выполнения учащимися домашних заданий по повторению и пробелы в знаниях.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по подготовке ЕГЭ и ГИА Систематизирую в кабинетах дидактический, наглядный, раздаточный материал, соответствующего КИМам ЕГЭ . Провожу диагностики и мониторинги по результатам мероприятий, проводимых по подготовке учащихся к ЕГЭ . Оформила в кабинетах информационного стенд и папки для учащихся и их родителей с материалами тестовых заданий, задач открытого банка заданий; проведение контрольных работ в формате ЕГЭ.
Организую тестирования учащихся в формате ЕГЭ, практикумы по заполнению бланков регистрации и бланков ответов №1 и №2. Выступаю на родительских собраниях в 9 и 11 классах с целью информирования родителей о порядке проведения итоговой аттестации, о результатах тестирования учащихся класса, Провожу разъяснительную работы по оказанию психологической помощи учащимся и созданию благоприятной обстановки в период подготовки и проведения ЕГЭ и ОГЭ т. д.
Также большое внимание уделяю проведению опытов, экспериментов, лабораторных работ. В данном случае оправдана пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Способствует эффективному использованию имеющегося оборудования его систематизация. При отсутствии необходимого оборудования в кабинете использую виртуальные лаборатории. Кроме этого для изучения нового материала, обобщения ранее изученного и контроля уровня обученности использую информационные технологии. В кабинете имеется необходимое компьютерное оборудование и доступ к сети Интернет.
Работа с учащимися. Самое трудное в подготовке к ЕГЭ,— это как раз научиться решать физические задачи. В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач, тщательно подобранных преподавателем с учётом особенностей каждого конкретного ученика.
Проверкой готовности учащихся к итоговой аттестации служат результаты централизованного тестирования (март-апрель), результаты пробных испытаний, результаты участия в районных олимпиадах и научно-практических конференциях. Чтобы владеть картиной готовности к ЕГЭ каждого учащегося и выстроить вместе с ним индивидуальную траекторию подготовки к ЕГЭ или скорректировать процесс подготовки, необходимо диагностировать каждый результат и знать процесс подготовки в динамике. Провожу диагностики и мониторинга по результатам мероприятий, проводимых по подготовке учащихся к ЕГЭ.
Для подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА использую: 1. Дополнительные занятия-консультации, занятия по решению нестандартных задач. На консультациях часть времени отвожу на ликвидацию пробелов в изучаемом материале (индивидуальная работа с учащимися), а часть времени посвящаю отработке базовых навыков, необходимых для решения заданий.
2. Организую учебную деятельность на уроках. Уделяю 10-15 минут на уроке (по возможности на каждом) решению типовых заданий базового уровня. Для выполнения заданий к доске приглашаются несколько учащихся со слабой подготовкой, они решают задания под руководством учителя. Остальные учащиеся работают на месте, самостоятельно, с последующей проверкой решения и его объяснением. На следующем уроке аналогичные задания уже для всех являются зачетными и оцениваются.
Составляем опорный конспект, который учащиеся должны писать собственноручно в отдельную тетрадь. Своего рода, это «шпаргалка». Каждый учащийся составляет конспект самостоятельно, индивидуально, включая тот материал, который считает необходимым для себя. Я лишь могу порекомендовать составлять её в форме граф-схем, так как графика лучше запоминается.
3.Домашнее задание- вариант ЕГЭ или ОГЭ Даю рекомендации по решению заданий, сообщаю о сроках их выполнения. Свои работы учащиеся сдают (в отдельных тетрадях) на проверку, я их анализирую, а результаты, сообщаю каждому учащемуся и его родителям.
4. Тренировочные работы –важный элемент в подготовке учащихся. Психологическая обстановка приближена к экзаменационной, типовые задания, работа с бланками, объективность оценок – такие генеральные репетиции многому учат. Учащиеся приобретают опыт сдачи экзамена. Анализ ошибок, допущенных при выполнении тренировочной работы, позволяет определить или корректировать траекторию индивидуальной подготовки ученика.
5.Контроль Контроль можно провести в различных формах: при опросе у доски, во время фронтальной беседы, с помощью физического диктанта, с помощью теста. Мною разработаны компьютерные регламентированные тесты по всему курсу физики 7-11 класс, которые применяю на данном этапе повторения (ограничение по времени не даёт возможности ребятам отвлекаться, поэтому подсказки, списывания отсутствуют).
6. Курс интенсивной подготовки Для учащихся в короткое время, которых необходимо подготовить к ЕГЭ: повторение основных тем, решений заданий по сборнику и проверка усвоения материала. Проверка усвоения материала проводится по нескольким вариантам. Работа по такой схеме достаточно эффективна.
7. Подготовка к ЕГЭ на консультациях по физике. На консультациях, проводимых 2 раза в неделю решаем задачи различного уровня сложности из демоверсией КИМов ЕГЭ. Для решения тестов рекомендую учащимся приобрести печатные пособия по подготовке к ЕГЭ. Для самостоятельной подготовки дома рекомендую сайты с онлайн-тестами, сайт «Решу ЕГЭ. Гущин» http://phys.reshuege.ru/ http://fipi.ru/view/sections/154/docs/ http://www.ege.edu.ru/ http://www.ctege.org/ http://www.ege.ru/
Анализируя результаты централизованного тестирования предыдущих лет, выделяю темы по которым ученик получает самый низкий процент решения. Поэтому на консультациях особо обращаю внимание учащихся именно на эти темы. В течение всего года консультацию по физике провожу в виде групповой формы и в виде взаимообучение. Веду работа по анализу заданий и выработке умений быстро и качественно выполнять задания, разрабатывается стратегия экзамена. Работа организуется в малых и больших группах.
Результативность сдачи ЕГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.