Щербакова Ольга Анатольевна Учитель физики Стаж работы: 14 лет Первая квалификационная категория Кл. руководство: 10 класс Увлечение: пение 900igr.net
тема «Пространственно образное мышление на уроках физики.»
Условия возникновения Изучение физики требует применения разнообразных моделей, методов познания, ракурсов наблюдения. У некоторых учащихся не возникает пространственных образов, что затрудняет изучение многих физических явлений. Для преодоления данной проблемы надо развивать у учащихся данный вид мышления.
Актуальность Формированию многоаспектности «видения» физических явлений и процессов способствует: 1) применение вариативных образных методов, приемов, подходов; 2) «видение» и пространственное представление разных функций изучаемого объекта.
Теоретическая база опыта И. Я. Каплунович, Т. В. Калина «Учет индивидуальных особенностей пространственного мышления школьников при решении задач.» В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова «Эмоциональные ситуации, как средство индивидуально ориентированного обучения физики.» А. А. Плигин, О. Е. Баксанский, Е. Н. Кучер «Личностно ориентированный подход к обучению физики.»
Структура пространственного мышления I.Топологическая подструктура II.Порядковая подструктура III.Проективная подструктура IV.Метрическая подструктура V.Алгебраическая подструктура Подструктуры пересекаются друг с другом. Всегда существует ведущая подструктура, которая выражается в действиях человека ярче других.
Педагогическая идея Для развития пространственного мышления школьника учитель должен предлагать им решать не любые задачи на пространственные преобразования, а лишь те, которые формируют недоразвитую у них подструктуру.
Приемы и методы развития пространственного мышления Выполнение специальных заданий поискового характера; Выстраивать вокруг ученика окружение из физических процессов и явлений, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений в его повседневной жизни; Важно, чтобы учащиеся рисовали схемы и таблицы, представляя образы; Полезно использовать принципы построения когнитивных семантических образов и учить ими пользоваться; Составлять всевозможные пространственные образы, связанные с тем или иным объектом; Важно больше внимания уделять качественным задачам, причем таким, которые не предполагают единственного правильного ответа.
Результативность Реализуя модель данной системы работы, я добиваюсь того, что с каждым годом повышается качество знаний учащихся по физике. Это можно увидеть из мониторинга эффективности работы за три учебных года. 7кл 8кл 9кл 10кл 11кл средний 2001-2002 40% 34% 33% 45% 100% 45% 2002-2003 50% 45% 25% 50% 59% 36% 2003-2004 33% 56% 50% 50% 54% 46%
Мониторинг качества знаний
Трудоемкость Данный опыт работы может использоваться не только при обучении физики, но и в процессе изучения других предметов, связанных с возникновением образов. Используя данную технологию получить устойчивые положительные результаты можно при следующих условиях: раскрывать плодотворность многоаспектного изучения процессов и ограниченность одностороннего подхода; обучать разным способам выражения физических идей (символическому, образному, графическому); составлять всевозможные задачи, связанные с тем или иным объектом.