Электромагнитная природа света. 9 класс Беляева Татьяна Васильевна, учитель физики высшей квалификационной категории МОУ Высокоярская сош Бакчарского района E-mail: [email protected] 900igr.net
Тема урока: ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ПРИРОДА СВЕТА Цель урока: получить представление о свете как электромагнитной волне
ПОВТОРЕНИЕ В чём заключается суть опыта Юнга, что этот опыт доказывает и когда поставлен? (необходимо вспомнить работу с интерактивной моделью "Интерференционный опыт Юнга (№ 105309)» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aeb1c392-82a6-9372-9b26-60e693144267/00139429881942883.htm которую выполняли на прошлом уроке).
Пользуясь рисунком, объясните, почему на мыльной плёнке образуются чередующиеся полосы?
Что можно сказать о частоте (или длине волны) световых волн различных цветов?
Взгляды на природу света в античные времена Пифагорейцы впервые выдвинули гипотезу об особом флюиде, который испускается глазами и «ощупывает» как бы щупальцами предметы, давая их ощущение. Атомисты же были сторонниками испускания предметами «призраков» или «образов», которые, попадая в глаза приносят душе ощущение формы и цвета теория эта связывается с именем Платона.
Взгляды на природу света в средневековье Наиболее ярким был, несомненно, период Альхазена. В своем первом фундаментальном постулате он утверждает:«Естественный свет и цветовые лучи воздействуют на глаза». «Зрительный образ получается с помощью пирамиды, вершина которой находится в глазу, а основание – на видимом теле».
Взгляды на природу света в XVII-XIX вв. Ньютон придерживался корпускулярной теории, согласно которой свет – это поток частиц, идущих от источника во все стороны. Гюйгенс утверждал, что свет – это волны, распространяющиеся в особой, гипотетической среде - эфире, заполняющим пространство и проникающим во внутрь всех тел.
Явления интерференции и дифракции присущи только волновому процессу
Ньютон не смог объяснить с точки зрения корпускулярной теории, почему возникают кольца, однако он понимал, что это связано с какой-то периодичностью световых процессов Наблюдение колец Ньютона. Интерференция возникает при сложении волн, отразившихся от двух сторон воздушной прослойки. «Лучи» 1 и 2 – направления распространения волн; h – толщина воздушного зазора.
ТЕОРИЯ МАКСВЕЛЛА Работами Максвелла были заложены основы электромагнитной теории света. В основе этой теории лежит факт совпадения скорости света со скоростью распространения электромагнитных волн.
Свойства световых электромагнитных волн: поперечность колебаний векторов E и H прямолинейность распространения в однородной среде преломление и отражение на границе раздела двух сред интерференция дифракция
Современные представления о природе света Квантовая теория света возникла в начале XX века. Она была сформулирована в 1900 году, а обоснована в 1905 году. Основоположниками квантовой теории света являются Планк и Эйнштейн. Согласно этой теории, световое излучение испускается и поглощается частицами вещества не непрерывно, а дискретно, то есть отдельными порциями – квантами света. Квантовая теория как бы в новой форме возродила корпускулярную теорию света, по существу же она явилась развитием единства волновых и корпускулярных явлений.
КОРПУСКУЛЯРНО-ВОЛНОВОЙ ДУАЛИЗМ Таким образом, свет имеет корпускулярно-волновые свойства. Квантовые и волновые свойства не исключают друг друга, а дополняют. Волновые свойства ярче проявляются при малых частотах и менее ярко при больших. Корпускулярно-волновой дуализм является проявлением двух форм существования материи - вещества и поля.
волновые явления интерференция дифракция поляризация дисперсия квантовые явления фотоэффект давление света линейчатость спектров испускания и поглощения
Закрепление В виде каких волн представляли свет в начале ХХ века? Чем была вызвана необходимость выдвижения гипотезы о существовании светоносного эфира? Какие предположения о природе света были сделаны Максвеллом? Какие общие свойства света и электромагнитных волн явились основанием для такого предположения? Как называется частица электромагнитного излучения?
Выполнение интерактивных заданий Наблюдение колец Ньютона в отраженном свете (N 101994) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/946c81d7-6010-d50a-0225-71b2cf4633c9/00119646893963670.htm Наблюдение явления дифракции на препятствии (N 103781) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fec58ae4-1338-231b-9ab0-17aab4ad3fc8/00119646914776775.htm Наблюдение интерференционной картины световых лучей (N 102367) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5014844a-cbfd-4166-e1f6-4876f86887c1/00119646899151699.htm
СПАСИБО ЗА УРОК! Домашнее задание: прочитать и выучить § 54