СРС «Западноевропейская философия XIX-XX века»
План Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли. Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия.
Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли. «Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К. Маркс. Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей. Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения. Противоборство и взаимодействие разнообразных философских учений составляет богатое содержание духовной мысли XX века. Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие философской мысли в XX веке является отношение к классической философии.
С середины 19 века в обществе происходят социально- политические изменения, связанные с переходом капитализма в его новую фазу «империализм». Особенно остро эти изменения происходят в первой половине XX века Наука XX век ознаменовался огромным ростом влияния науки и её роли во всех сферах человеческой жизни. Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна перевернула ньютоновские представления о пространстве, времени и движении. В биологии выяснен механизм наследственности Создана квантовая механика и ядерная физика Усиливается связь науки и техники: -создаются летательные аппараты, автомобили, создается кино. -радиосвязь и телевидение связало весь земной шар -в начале 40-х создано ядерное оружие -развивается ракетостроение, начинается освоение космоса Огромные шаги сделаны в области медицины (пиницилин и антибиотики победили многие болезни). Возросли уровень и жизнь человека. Этими научно- техническими изменениями характеризуется научно- технический прогресс нашего столетия, подготовивший условия для научно- технической революции, начавшейся в последние десятилетия 20 века.
Философии 19 века с философией 20 века носила двойственный характер: -с одной стороны - стремление придать новую жизнь классике -с другой - создание новых течений, критикующих классическую философию Марксистская философия. Рубежом между немецкой классической философией, как бы подводившей итог 2,5 тысячелетнего развития философской мысли, явился марксизм. Создателями диалектического и исторического материализма были: -Карл Маркс (1818 - 1883) -Фридрих Энгельс (1820 - 1895) Учение Марксизма означало конец прежней натурфилософии и определило новую, более высокую форму материализма. Теоретическими источниками марксизма явились: -Немецкая классическая философия -Английская политическая экономия Французский утопический социализм
Центральной идеей стала идея материалистического понимания истории. В целом развитие общества – есть естественноисторический процесс, где общественное бытие определяет общественное сознание. Вся история человечества разделена ими на две крупные эпохи: 1-ая - «предыстория» или не подлинная история человечества (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная формации), где человек был несвободен. 2-ая - «подлинная» история человечества (где человек будет истинно свободен) и она будет твориться людьми сознательно.
Материалистическое учение о практике Все домарксовые философы - и материалисты, и идеалисты - считали главным, первичным в человеческой деятельности духовное начало. Практическая же жизнь людей, их трудовая деятельность как что- то грязное, торгашеское, враждебное разуму и высшим философским ценностям. Точка зрения Маркса состояла в том, что именно трудовая деятельность, практика является основой жизни человека. Практика исходна, первична по отношению ко всему духовному миру. Сознание идет следом за практикой. Люди осмысливают, осознают, отражают только то, что так или иначе уже вошло в разряд практических проблем, т.е.мировоззрение не творит и не создает, а только выражает жизнь, развивающуюся по собственным законам. С другой стороны, только на практике может проверять мыслитель верность своих рассуждений. Впервые эти мысли о роли практики Маркс изложил в «Тезисах о Фейербахе».
Первые шаги в сторону от рационализма к иррационализму были сделаны Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше. . «Философия жизни» -всё, что существует, Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) понимает как волю, волю к жизни. Воля понимается как универсально- космический феномен, а каждая сила в природе - как воля. Всякая телесность есть «объективность воли». Человек есть проявление воли, его природа и поэтому не рациональна, а иррациональна. Разум вторичен по отношению к воле. Мир есть воля, и воля борется сама с собой. Так абсолютный рационализм был сменен крайним волюнтаризмом. -для Фридриха Ницше (1844 - 1900) в основе всего находится не воля к жизни (как у Шопенгауэра), а воля к власти. «воля к власти» пронизывает всё: вселенную, природу, общество, человека, саму жизнь. Она внедряется в само бытие, но она не едина, а множественна (т.к. много борющихся «центров» сил). воля контролирует мир -продолжили развитие «философии жизни» Анри Бергсон (1859 - 1941) Вильгельм Дильтей (1833 - 1911) Георг Зиммель (1858 - 1918)
Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенциализм, религиозная философия. Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что подлинное «положительное» знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук. Основателем позитивизма был французский философ Огюст Конт (1798 - 1857).Значительный вклад в развитие позитивизма внесли английские ученые Дж. Миль(1806 - 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903). Лозунг позитивизма «Наука сама себе философия» Причины возникновения позитивизма: Бурный прогресс естественных наук на рубеже 19 и 20 столетий. Доминирование (преобладание) в области методологии спекулятивных философских воззрений, не соответствовавших конкретным целям естествоиспытателей. Эмпириокритицизм (махизм). В конце 19 - начале 20 века австрийский физик и философ Эрнст Мах и швейцарский философ Рихард Авенариус, разработали субъективно - идеалистический вариант позитивизма - эмпириокритицизм (дословно критика опыта).
Неопозитивизм Неопозитивизм существовал и существует как интернациональное философское течение. Зародился он в объединении ученых различных специальностей, в так называемом Венском кружке, функционирующем в 20 - 30-е гг. 20 века в Вене под руководством Мориса Шлика (1882 - 1936). Неопозитивизм представляют: -последователи М. Шлика - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах; -представители Львовско- Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич, К. Айдукевич; -английский логик, математик, философ Бертран Рассел; -основатель философии лингвистического анализа австрийский философ Л.Витгенштейн; -логик и методолог науки К. Поппер;
Философская антропология - это философское течение, возникшее в 20-х гг. 20 века в Западной Европе и поставившее перед собой задачу создания основополагающей науки о человеке. Религиозная философия занимает важное место в западной философии 20 века. Главной причиной этого всегда было и остается сегодня существование соответствующих религиозных организаций и объединений. К числу наиболее известных религиозных философов относятся: -Николай Александрович Бердяев, Павел Александрович Флоренский -Карл Барт, Пауль Тиллих, Рейнгольд Нибур - протестантские философы; -Мартин Бубер - философ иудаизма; -Джемал ад-Дин ал Афгани, Скхаммад Инбал - исламские философы.
Литература: Введение в философию. В 2-х т., М., «Политиздат», 1989, т. 1. Гл. IV. А.Ф. Зотов, Б.К. Мельвиль. Западная философия XX века. М., «Проспект», 1998. В.А. Канке. Философия. М., «Логос», 1996. Гл. 1.7 - 1.8. Основы философии. Под ред. Е.В. Попова, М., «Владос», 1997. Философия. Курс лекций. Под ред. Калашникова В.Л., М., «Владос», 1997 История философии. Под ред. Мапельмана В.М., Пенькова Е.М. М., «Приор»,1997, гл. 8 - 10. В.Г. Горбачев. Основы философии. Курс лекций. М., «Владос», 1998 Философия. Учебное пособие. Под ред. Кохановского В.П., Р/Дон., «Феникс»,1998.