Эстетическое познание и сознание 900igr.net
Эстетика — философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в художественном творчестве, о творении, законах бытия, восприятия, функционирования и развития художественной культуры.
ЭСТЕ ТИКА (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный). Это система законов и категорий, осмысляющая в свете художественной практики эстетические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности творения, функционирования искусства, его восприятия и развития.
Эстетику в самом общем значении этого слова можно определить как науку о прекрасном во всех его проявлениях и модификациях, об эстетическом отношении человека к действительности, которое реализуется как в его сознании, так и в разнообразных сферах практической деятельности. Эстетика — система знаний о художественной и эстетической практике человечества.
Специфической особенностью эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В структуре деятельности: цель – действие – операция – эстетическая деятельность развертывается универсально, так как она идет от индивидуальности к обществу
Знание- результат познания. Познание- деятельность, направленная на получение новых знаний. Существует субъект познания и объект познания. Объект познания- это е знания, которые познает субъект.
Познаваем - ли мир? Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В своих подходах к данной теме ученые разделились на оптимистов, пессимистов, скептиков. Пессимисты отрицают познаваемость мира. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания. Все, кто признает познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности.
Познание эстетическое и рациональное Уровни познания Чувственный Рациональный Ощущение Понятие Восприятие Суждение Представление Умозаключение реальное нереальное
Человеку необходимы пять органов чувств, для того, чтобы принимать сигналы от объектов окружающего мира: зрение, обоняние, слух, осязание, вкус.
Органы чувств человека – средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. Отдельные свойства объектов вызывают у нас ощущения, например: запах цветка, вкус пищи, тепло, холод.
Восприятие зависит от прежнего опыта и знаний Разные люди – разное восприятие объекта.
Все окружающие нас объекты воздействую на наши органы чувств. Вызывают ощущения, восприятия и представления. С помощью органов чувств мы познаем отдельные предметы и явления окружающего мира. Выводы:
Ощущение- результат внешнего воздействия на органы чувств, передающие отдельные свойства предмета. Восприятие- совокупность ощущений, создающие целостный образ предмета. Представление- образы, возникающие в памяти на основе прошлых ощущений и восприятий(высшая ступень чувственного познания). Могут быть представления реальные(представление о новом устройстве автомашины), нереальные(о русалке, домовом). В рациональном мышлении главным инструментом является язык. Понятие- элементарная единица рационального мышления, отражающая общие признаки предмета, выражающиеся посредством слов и словосочетаний. Суждение- совокупность понятий, отражающие связи и отношения между предметами и свойствами, выражающиеся в форме предложения. Умозаключение- высшая форма абстрактного(рационального) мышления, представляющая собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основе законов логики.
Истина и ёё критерии. Истина- результат познания. Истина бывает относительной и абсолютной. Относительная- истина, которая может быть дополнена последующим познанием. Из относительных истин складывается абсолютная истина. Абсолютная истина- это полное, исчерпывающие знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен. Существенно больше истин относительных. Критерии истины: чувство, опыт, логика, этика, эстетика. Главным критерием истины является практика.
Особенности научного познания. Ближе всего к истине стоит научное знание. При этом оно отличается от других видов знания, как и научное познание от других форм познания. Во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности. Во-вторых обладает рационалистической обоснованностью. В-третьих науке свойственна особая системность знания. В-четвертых, научному знанию свойственна проверяемость. В научном знании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Содержание знания на эмпирическом уровне представлено научными фактами(события, физические процессы). На теоретическом уровне содержанием знаний являются научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки.
Джамбаттиста Вико (Giambattista Vico) (23.06.1668-20.01.1744) Мысль об объективном характере исторического процесса пронизывает учение итальянского философа. Он полагал, что область наших знаний ограничена нашими делами. Человек знает что-то в той мере, в какой он это делает. Такая зависимость придает культуре объективный и наглядный способ существования. История - это наука о человеческой деятельности. Она доступна познанию независимо от божественного откровения. Закономерность исторического процесса, в понимании Вико, подобна индивидуальному развитию человека. Все народы в разное время проходят три этапа - эпоху богов - детство человечества, эпоху героев - юность человечества, эпоху людей - зрелость человечества. Каждая эпоха завершается общим кризисом и распадом. Идеи Вико оказали большое влияние на последующие представления об истории и культуре. Они явились одной из первых попыток увидеть порядок и последовательность в кажущемся хаосе исторических событий. Вико считал открытые им законы развития общества провиденциальными. Их познание и постижение смысла истории вообще становилось как бы проникновением в замыслы Бога. Мысль о возможности такого проникновения - ведущая мысль для мировоззрения Нового времени.
Социальные и гуманитарные знания. Если представитель общественных наук- историк, социолог- обращается к фактам, законам- то результатом исследований является социальные знания. Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности, то научным результатом выступает гуманитарное знания. Социальные и гуманитарные знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества. Истории без людей не бывает. К гуманитарному знанию также относится философия. Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задачи гуманитария- понять его помыслы, побуждения, намерения.