Социальные взаимодействия
Социальное взаимодействие – систематические, регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга Социальный контакт – первый шаг к установлению социальных отношений, скорее, соучастие, но еще не взаимодействие Социальная связь - совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные взаимодействия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности.
Социальное взаимодействие – систематические, регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга Социальные отношения Личностно - групповые Межличностные Межгрупповые
Формы социальных взаимодействий
1. Сотрудничество предполагает участие в общем деле. 2. Компромисс —разрешение конфликтной ситуации путём взаимных уступок. 3. Соперничество ориентировано на собственную победу при проигрыше партнера. 4. Конкуренция — это соревнование между людьми в достижении сходных целей и результатов. 5. Конфликт – столкновение взглядов, позиций за одинаково значимую ценность.
Социальный конфликт - особое взаимодействие индивидов, групп, объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций, интересов Личностные Межличностные Внутригрупповые Межгрупповые Другие
Причины социальных конфликтов: 1. физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.); 2. потребности в безопасности; 3. социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие); 4. потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 5. высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.
Стадии конфликта
Методы предупреждения конфликтов Предупреждение конфликтов - деятельность по созданию и укреплению таких условий жизнедеятельности, при которых исключается возможность возникновения конфликтов. Поддержание сотрудничества – универсальный способ предотвращения конфликтов. 1. Метод согласия; 2. Метод доброжелательности; 3. Метод уважения личности противника; 4. Метод взаимного дополнения.
Компромисс - решение проблемы через взаимные уступки. Переговоры – мирная беседа обеих сторон. Посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы. Арбитраж – обращение к органу, наделённому специальными полномочиями. Применение силы, власти, закона -одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее. Способы решения конфликта
Социальные аспекты труда проявляются в том, что люди, воздействуя на природу, обеспечивают свое существование и развитие Трудовые отношения Потребность в самоуважении, самовыражении, активности Потребность в стабильности и общении Потребность в создании необходимых материальных условий продолжения рода Интересы Направлены на социальные отношения, от которых зависит удовлетворение нужд работника Материаль- ные Деньги, премии, жилье Нематериаль-ные Знания, наука, политика
Культура труда Совершенствование трудовой среды: условий, в которых протекает трудовой процесс Физические факторы: воздух, влажность Технико-технологические факторы: средства и предметы труда Рабочая сила: решающий фактор производства Культура трудовых отношений: создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе Культура труда личности: система ценностей и мотивов трудовой деятельности Профессиональные знания: НТР увеличивает роль квалифицированного труда Дисциплина Трудовая мотивация личности: трудолюбие, исполнительность, рациональность