Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную жизнь человека, анализировать, делать выводы, формировать навыки самопознания.
Самопознание – изучение, исследование человеком самого себя. Внутренний мир человека : тело, душа, дух.Тело – это физическая, чувственно воспринимаемая часть нашего существа ( пять основных чувств: зрение, слух, осязание, обаяние, вкус).Душа – совокупность наших внутренних ощущений, переживаний, эмоций, мыслей (два основных качества души: мышление и чувствование – разум и эмоции).Дух – выражается через высшие эмоции и высшие умственные способности ( проявления духа –совесть, во многих религиях это то, что связывает человека с богом).Человек существо целостное!!!!!!!!Пример: поранились (тело), боль, досада (душа), надо доделать дело и вы превозмогая боль делаете (дух). Воля – умение принимать решение, добиваться его выполнения, идти к цели.
Дух «командует» душой! Духовность - это любые высшие, ведущие ценности в человеческой душе. Каким духом ты движим? Куда твой дух влечет тебя, там оказывается и душа, и весь человек. Духовность — традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.Умение понимать, какие потребности и интересы движут нами необходимо каждому человеку. Надо отличать светлую духовность ( добро, любовь, милосердие) от темной духовности (зависть. злость, ненависть, злость).
Духовная культура Духовная культура – накопленное человечеством знания о духовной жизни- в книгах, в философских и религиозных учениях. Культура - это слово лат. происхождения, первоначальноозначало «возделывание обработка почвы». Нет общепризнанного определения. Духовная сфера жизни общества ( духовная жизнь общества) – включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т.е. духовную культуру. Духовные ценности – ?Материальные ценности - ?
Темы для самостоятельной работы: Мораль (нормы морали) Нравственность Добро и зло Справедливость «Возлюби ближнего своего, как самого себя» Гражданственность и патриотизм Долг и совесть Образование Наука Религия как одна из форм культуры
Словарь Святость – высшая степень совершенствования человеком своей природы в религии, в христианстве свидетельство Церкви о таком достижении одного из своих членов, утверждаемое на основе исследования жизни и дел последнего.Характер – совокупность устойчивых черт личности человека, определяющих его особенности в отношениях и деятельности, поведении и общении с другими людьми.Элита – лучшие представители общества или какой – либо его части.Альтруизм – ориентация человека на бескорыстную помощь, поддержку, взаимодействие с другими людьми,самопожертвование.
Словарь Целомудрие – состояние души и тела человека, характеризующееся целостностью, единством воли и действия, свободой от внутреннего душевного разлада; сохранение душевной и телесной чистоты в общении с другими людьми. Гедонизм – учение утверждающее наслаждения, стремление к ним главной целью и смыслом человеческой жизни.Индивидуализм – позиция человека, когда считает, что все свои цели и интересы следует ставить и достигать самостоятельно, без взаимодействия с другими людьми, без ответственности за других людей.Коллективизм – противоположность индивидуализму, ориентация личности на достижение цели совместно с другими людьми.
Контрольные вопросы к теме №3 Докажи утверждение - «Человек существо целостное».Чем отличается светлая духовность от темной духовности?Духовная сфера жизни общества включает …Что относится к духовным ценностям?Объясни высказывание «Возлюби ближнего своего, как самого себя».Почему религия одна из форм культуры?Как понимать утверждение «приоритет образования»?Как формируются моральные нормы?Приведи примеры из своей жизни, которые можно объяснить категориями добра и зла. Чем отличается знание от научного знания ?