Немецкая классическая философия — этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков. Немецкая классическая философия — этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков. Философия Канта: 1. Критическая философия, выражается в критике догматической философии, которая оставляет нерешенным вопрос о возможности познания. Кант дает отрицательный ответ на вопрос о возможности познания мира, выделяя 2 группы границ сознания: внутренняя сущность «вещей в себе» и неразрешимые противоречия сознания – антиномии => философия Канта – абсолютный агностицизм. 2. Идеализм философии Канта выражается в его вере в существование трансцендентального единства апперцепции – имеющееся в каждом знание, которое обеспечивает единство опыта и мышления (мы все знаем, что такое точка, прямая, плоскость). 3. Категорический императив: «Поступай согласно такой максиме, следуя которой ты желал бы, чтобы она стала всеобщим законом». Или проще: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой («золотое правило нравственности»).
Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Возвращается к возможности метафизического познания, в отличии от Канта: «Что разумно, станет действительным» => «наука логики» = метафизика. Идеализм. Проявляется в понятии Абсолютного (Мирового) Духа Диалектика Гражданское общество.
В результате любого познания мы находим то, что тождественно нашей мысли (стул и мысль о стуле) => в результате самопознания мы приходим к самому себе. В результате любого познания мы находим то, что тождественно нашей мысли (стул и мысль о стуле) => в результате самопознания мы приходим к самому себе. Ранее все познавали что-то независимое от субъекта: Бог, Природа. По Гегелю же объект познания совпадает с познающим субъектом (мировым духом). В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который стремиться достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление – исторический процесс. Вся реальность – проявление Духа. Бытие человека становиться мышлением Мирового духа. Гегель считал себя биографом Мирового духа.
Историю движут противоречия между национальными духами, которые являются мыслями и проекциями Абсолютного Духа. Историю движут противоречия между национальными духами, которые являются мыслями и проекциями Абсолютного Духа. Войны между народами выражают напряжённое столкновение мыслей Абсолютного Духа, которые выражаются в действиях народов и отдельных людей. Международные споры могут быть решены путем войн. Война «высвобождает и проявляет дух нации». Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя. Философия тем самым оказывается органом самосознания Абсолюта. Мировой дух нуждается в мыслящем человеке.
Диалектика – наука о развитии. Диалектика – наука о развитии. Все находиться в процессе развития => нет ничего независимого, не завязанного со всем. Диалектика — название общенаучного гносеологического метода, который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез».
Познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Формирование антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. После этого субъект переходит к рассмотрению и познанию противоречия и взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Синтез всегда более содержательный, чем простая сумма тезиса и антитезиса. Диалектическая логика является логикой полярных противоречий: всё сущее необходимо разделять на две противоположные части, и рассматривать их борьбу и взаимопереходы.
В интерпретации Энгельса, который сформулировал так называемые «Три закона диалектики»: В интерпретации Энгельса, который сформулировал так называемые «Три закона диалектики»: Закон единства и борьбы противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон отрицания отрицания.
«Развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешение возникающих противоречий между ними через борьбу». «Развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешение возникающих противоречий между ними через борьбу». Примеры: Мифология темного и светлого мира, Отношения частиц и античастиц, притяжения и отталкивания, действия и противодействия. наследственность и изменчивость. Позже марксистская материалистическая диалектика перенесет этот закон и на общество: отношения между производительными силами и производственными отношениями государством и обществом, частными и групповыми интересами.
«Развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его стабильного состояния и скачкообразному превращению в качественно новый предмет». «Развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его стабильного состояния и скачкообразному превращению в качественно новый предмет». Легкомыслие переходит в преступление, в малой дозе мышьяк - лечебное средство, в большой концентрации он – яд. превращения лёд — вода — пар.
«Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в линейном движении происходит возврат назад, в новом проявляются черты старого». «Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в линейном движении происходит возврат назад, в новом проявляются черты старого». Преемственность между различными эволюционными этапами. Античность — тезис. Средневековье — антитезис. Новое время — синтез Античности и Средневековья. При развитии экономики период процветания сменяется кризисом, затем следует процветание и опять кризис.
Единство и борьба противоположностей => цель общественного развития – достижения гармонии, синтеза, между индивидуальностью человека и всеобщностью мира. Единство и борьба противоположностей => цель общественного развития – достижения гармонии, синтеза, между индивидуальностью человека и всеобщностью мира. Гегель вслед за Кантом противопоставляет мораль (внутренний регулятор) и право (внешний регулятор). Синтез морали и права - нравственность. Нравственность как категория социальная возможна только при объединении людей. Тем самым элементарной ячейкой нравственности оказывается первая общность, в которую вступило человечество – семья.
Множественность семей образует гражданское общество. Гражданское общество по Гегелю – сфера, в которой каждый реализует свой частный интерес, при этом привнося благо общему интересу. Множественность семей образует гражданское общество. Гражданское общество по Гегелю – сфера, в которой каждый реализует свой частный интерес, при этом привнося благо общему интересу. Элементами гражданского общества являются общеизвестный закон и суд. Суд применяет общий закон к конкретному случаю – идея синтеза. Суд разрешает конфликты и между органами власти => должен быть максимально независим => суд присяжных. Государство – высшая форма социальной жизни, отражающее нравственное единство народа. Оно выражает единство устремлений народа. В государстве, синтезирующем индивидуальное и коллективное, отпадут конфликты => нет необходимости в суде, в отличии от гражданского общества.
Абсолютный идеализм Гегеля. Абсолютный Дух и мировая история. Абсолютный идеализм Гегеля. Абсолютный Дух и мировая история. Диалектика и ее законы Гражданское общество, государство и право по Гегелю.