Смех и слезы античной философии: к эволюции образа Гераклита и Демокрита. 25 июня 2015 г., XXIII Универсум платоновской мысли СПбГУ-РХГА, СПб. Автор д.фил.н., проф. Дорофеев Даниил Юрьевич, в рамках поддержанного РГНФ проекта 14-03-00594а, «Иконография античных философов: история и антропология образа» http://iconsphilosophy.ucos.ru
Групповые скульптуры в античности.
Надгробные стелы Древней Греции из Керамикона (Афины, Нац.археол. музей, IV в.д.н.э.)
Групповая погребальная иконография римской эпохи (I-II в.): Надгробие Витиев (Ватикан) и Саркофаг супругов (Лувр)
Сдвоенные гермы философов Эпикур-Метродор, Капитолийские музеи, 2в.н.э.
Скульптура и философия Гераклит и «Дискобол» Мирона (сер.V в.д.н.э.):динамика, напряжение, усилие, движение, переход, предел
Смех и Слезы в античной культуре и философии Смех богов: «неугасимый» смех пирующих богов над страданиями людей и своими раздорами (Илл.I 599-611)-смех как реакция на мир как «игру богов»; слезы – удел людей («игрушек»)(Гераклит: «Вечность играющее дитя»). Принцип «игры»: не всерьез, а ради забавы. Театр: смех в комедии, кот. есть подражание людям худшим; Аристотель: «смешное есть некоторая ошибка и уродство, но безболезненное и безвредное»(НЭ); трагедия не слезы, но катарсис. У греков вместо слез сдержанная скорбь, слезы – невоздержанность, неумеренность; смех-насмешка («характеры» Феофраста). Смех как развлечение, но чаще неумеренное, отличать шутов и остроумных (Аристотель). Смех и: ирония, сатира, юмор, «мениппея». Смех и дионисийство: вещий и священный смех Заратустры
Философия смеха и плача Христианство: плач как смиренномудрие, смех как гордость (Лествичник). Плач как феномен русской культуры. Смех и «карнавальная культура»: освобождение, снятие запретов («И смех, и грех»), чрезмерность, становление, движение, переход (ср. с Гераклитом). Спонтанность и неуправляемость смеха («взрывы смеха»); плачь же «не вдруг» Смех и свобода: смех над собой (самопреодоление); над другим(самомнение, презрение); над миром(суверенность). «Смех – это не свобода, а освобождение»(С. Аверинцев). Смех и слезы – не то, что Я делает, а то, что с Я делается (pathos, претерпевание, пассивность); устоять против смеха сложнее, чем против плача.
История создание образа «Плачущий Гераклит-смеющийся Демокрит». Впервые образ появляется у Сотиона из Александрии (пер.пол.2 в.д.н.э.), доксографа и биографа философии («Преемства», не сохранился), источник для Диогена Лаэртского: «На мудрых ВМЕСТО гнева находили: слезы – на Гераклита, смех – на Демокрита» (Стобей, III, 20, 53). Продолжение у Цицерона, Письма Псевдо-Гераклита, Сенеки, Лукиана. Диалектика образа: слезы и смех – противоположные проявления, но оба – реакция мудреца на мир (вместо аффектов, способ оценки, манифестация философской позиции).
Особенности образа Совместный образ двух равноправных философа: СОЮЗ философов в мире (ср. с союзом Платона и Аристотеля у Рафаэля). Противоположности (слезы и смех) объединяются: диалектика. Смех и слезы как проявления мудрости (проявления разные, мудрость одна) по отношению к миру (инаковость, маргинальность, юродство философов). Для большинства слезы и смех – аффекты, для философов – их замена и легитимация («переворот» Бахтина). Обретение свободы. В Античности – нарративный образ, начиная с Средних Веков – визуальный.
Личностные характеристики философов в традиции ГЕРАКЛИТ: высокомудрый, гордый, высокое самомнение, человеко- и мироненавистник, презрителен, самодостаточен, трудолюбив, обидчив, надменен, «одиночка», бесстрастный, «меланхолик», инаковость, харизматичная уникальность, избранный(открытость высшему,трансцендентному, его медиум)
Поэты о философах. Ювенал, X, 28-33
Образ в живописи Средневековья и Возрождения Средневековая миниатюра
Голландская живопись Рубенс, 1603 г.
Фламандская живопись Ян вал Билерт, Утрехт
Йоханнес Морелсе
Книга, глобус и крест Дик ван Бабурен
Хендрик Брюгген, 1628 г.
Фламандская живопись Чарльз Коупел
Скульптура и живопись Ф.К. Мессершмидт, XVIII в.
Встреча в Летнем Саду Гераклит О. Маринали XVIII в.