Особенности развития Социальной работы в архаический период
Основные формы социальной помощи в архаический периодОсновные объекты оказания помощи – нищие, калеки, сумасшедшие (во времена христианства – блаженные богоугодные люди, дети-сироты, вдовы, пожилые, престарелые люди).
Формы помощи - 1. жертвования, подаяния в день праздников и похорон в пользу неимущих;2. раздел имущества покойного в пользу вдовы;3. «приймачество» - вид усыновления в архаический период;4. инфантицид: отправление на тот свет престарелых и детей;5. общее ведение работ – посев уборка урожая, помощь в постройке дома – «помочи»;6. «толоки» - совместные перевозки; 7. «наряды миром» - если взрослые болели – соседи помогали вести домашнее хозяйство;8. выделение земельных участков вдовам и старикам;9. «Супряга» - совместное использование рабочего скота.
В этнографических материалах имеются примеры поддержки стариков. Если семья не помогала пожилому человеку, то заботу о стариках брала на себя община. Для них отводился по специальному решению общества отрезок земли, где они работали. Если же пожилые люди окончательно «впадали в дряхлость», они призревались общиной.
Старика определяли на постой (питание, проживание) на несколько дней, затем он «менял» своих кормильцев. Такой вид помощи стал своеобразной общественной повинностью.Зарождаются и формы помощи вдовам. Нуждающимся вдовам оказывали помощь продуктами. Это происходило, как правило, после уборки урожая. Сельская община предоставляла им также землю, на них распространялись такие же нормы мирского призрения, как и на стариков.
Проводилось усыновление детей внутри родовой общины, так называемое «приймачество». «Приймать» в семью сироту, как правило, могли люди позднего возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них не было наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство и т.д.Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь.
В те времена, когда труд носил коллективный характер, уходит своими корнями обычай общественной коллективной помощи. Она заключалась в том, что на работу приглашали соседей не за плату, а за обильное угощение.