Процесс ценообразования на предприятии
Функции ценыФункция сбалансированности спроса и предложения Стимулирующая функция цены Функция распределения и перераспределения Функция цены как средство более рационального размещения производства Функция учета и изменения затрат общественного труда
• постановка цели (задачи) ценообразования;• определение уровня спроса на данный вид продукции;• оценка издержек производства и степени регулирования ценна продукцию;• анализ цен и товаров конкурентов;• выбор метода ценообразования;• расчет исходной цены изделия;• учет влияния на цену изделия дополнительных факторов;• установление окончательной цены.
Цели ценовой политики 1.Сохранение стабильного положения на рынке 2.Расширение доли рынка, на котором предприятие реализует свои товары 3.Максимизация прибыли, повышение уровня рентабельности 4.Поддержание и обеспечение ликвидности (платежеспособности) предприятия 5.Завоевание лидерства на рынке 6.Расширение экспортных возможностей предприятия
Модели ценообразования, ориентированные на потребителей 1. Ценообразование по ощущаемой ценности 2. Ценообразование тендерным методом Модели ценообразования, ориентированные на конкурентов 1. Приспособление к рыночной цене 2. Последовательное занижение цен 3. Последовательное повышение цен
Методы формирования цены : - Затратный или наценочный метод - Обеспечение безубыточности и целевой прибыли, ощутимой ценности (уникальности) товара - На основе закрытых торгов - Следование за лидером (конкурентом) или уровнем текущих цен Метод установки цены на основе ощутимой ценности Метод следования за лидером (конкурентом) или уровнем текущих цен Расчетно-маркетинговый метод ценообразования Метод маржинальной прибыли
Этапы ценовой стратегии предприятия 1. Определение цели ценового предложения (выживание, максимизация текущей прибыли, текущих доходов, объема продаж, охвата рынка или лидерства по ценовым и качественным показателям);2. Оценка объёма продаж при каждом возможном уровне цен (чем неэластичнее спрос, тем более высокую цену может установить компания);Определение уровня издержек при различных объёмах выпуска с учётом предложений службы маркетинга;Анализ издержек, цены и предложений конкурентов;Выбор одного из методов ценообразования;6. Становление окончательной цены с учётом факторов, оказывающих психологическое воздействие, влияния других элементов маркетинга, политики ценообразования и воздействия цены на другие субъекты рынка.
Ценовые стратегии - Стратегия «снятия сливок» - Стратегия предприятия относительно цены и качества- Стратегия психологической цены - Стратегия следования за лидером в отрасли или на рынке - Нейтральная стратегия ценообразования - Стратегия установления престижной цены - Стратегия скользящей цены - Стратегия гибкой цены - Стратегия преимущественной цены - Стратегия установления цен на изделия, снятые с производства - Запрещённые стратегии