Об особенностях финансовой поддержки экспорта услуг Подготовил Ивантей М. группа Т-093
Сфера услуг включает в себя большое количество различных форм деятельности, таких как перевозка товаров или услуг, финансовое посредничество, телекоммуникационные услуги, туристические, образовательные, медицинские, строительные и даже услуги в сфере культуры. Сфера услуг включает в себя большое количество различных форм деятельности, таких как перевозка товаров или услуг, финансовое посредничество, телекоммуникационные услуги, туристические, образовательные, медицинские, строительные и даже услуги в сфере культуры.
В 2009 году экспорт услуг достиг по оценке 3,2 трлн долл., при этом наибольшую часть в мировой торговле услугами составляют поездки, на которые приходится около 25% торговли. В 2009 году экспорт услуг достиг по оценке 3,2 трлн долл., при этом наибольшую часть в мировой торговле услугами составляют поездки, на которые приходится около 25% торговли.
Основным препятствием для развития экспортно-ориентированного сектора услуг является то, что банки готовы оказывать финансовую помощь преимущественно крупным и зарекомендовавшим себя компаниям, в то время как основной объём услуг оказывается небольшими компаниями. Так, по данным Всемирного Банка, 4 для крупных компаний банки занимают около 22% в структуре их заёмного капитала, в то время как для небольших – только 5%
Во-первых, банкам труднее оценить кредитоспособность таких заёмщиков из-за недостаточности информации о них на рынке. Во-вторых, прибыльность таких операций для банков недостаточно высока, что связано с высокими рисками и небольшими объёмами займов. В-третьих, жизнеспособность компаний очень сильно зависит от конъюнктуры рынков, а у компаний отсутствует какой-либо существенный страховочный капитал (обеспечение) в виде складских запасов или оборудования. Единственное, что могут предложить компании в виде обеспечения по своим кредитам – это их дебиторская задолженность.
В целом можно выделить ряд механизмов, которые могут быть задействованы для оказания поддержки экспортёрам услуг. Основной формой финансовой поддержки экспорта услуг является привлечение экспортных кредитов в том финансовом учреждении, с которым компания уже работает В целом можно выделить ряд механизмов, которые могут быть задействованы для оказания поддержки экспортёрам услуг. Основной формой финансовой поддержки экспорта услуг является привлечение экспортных кредитов в том финансовом учреждении, с которым компания уже работает
С 2003 года Россия постепенно укрепляла свои позиции на мировом рынке услуг. Однако в настоящее время, несмотря на достаточный рост, доля страны в мировом экспорте услуг составляет только 1,2%. Предполагается, что в долгосрочной перспективе Россия будет занимать всё большую долю на этом рынке.
При рассмотрении вопроса о стимулировании экспорта транспортных услуг или ИКТ необходимо принимать во внимание тот факт, что данные виды услуг оказываются большим количеством не очень крупных компаний. В данной ситуации становится логичным применение таких инструментов поддержки, которые ориентированы прежде всего на средние и малые предприятия.