ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА – косвенный налог, взимаемый с товаров, ввозимых в страну и вывозимых из нее
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ Стоимостной барьер Стимулирование развития отдельных отраслей экономики ТОРГОВО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ Защита от конкуренции Средство достижения уступок
по целям взимания: ☼ фискальные по целям взимания: ☼ фискальные ☼ протекционистские по объекту обложения: ☼ввозные (импортные) ☼ вывозные (экспортные) –НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ☼ транзитные
по способу взимания: ☼ адвалорные по способу взимания: ☼ адвалорные ☼ специфические ☼ комбинированные в зависимости от страны происхождения: ☼ максимальные (генеральные, общие) ☼ минимальные ☼ преференциальные антидемпинговые компенсационные карательные (особо высокие))
по характеру происхождения: по характеру происхождения: ☼ автономные ☼ конвенционные (договорные)
Ставка тарифа / стоимость единицы х 100% Ставка тарифа / стоимость единицы х 100% Ad valorem эквивалент комбинированной пошлины Адвалорная ставка+ ad valorem эквивалент специфической ставки
ПРОСТОЙ (ОДНОКОЛОННЫЙ) ПРОСТОЙ (ОДНОКОЛОННЫЙ) СЛОЖНЫЙ (МНОГОКОЛОННЫЙ)
Преференциальные соглашения Преференциальные соглашения Особые меры: Антидемпинговые и компенсационные Страновые квоты Тарифные квоты Сбор данных для торговой статистики
Различаются по странам Могут различаться внутри одной страны в зависимости от целей В основном: 2 принципа
Киотская конвенция: Киотская конвенция: Страной происхождения товара считается страна, где товар был произведен или существенно переработан. Критерии существенной переработки: в зависимости от добавленной стоимости по изменению товаром товарной позиции установление перечня товаров, которые считаются не подлежащими переработке
В основном 50% В основном 50% В отдельных странах – шкала по товарам В отдельных странах – шкала по группам стран
Рекомендовано пользоваться Гармонизированной системой кодирования и описания товаров (ГС- HS) Рекомендовано пользоваться Гармонизированной системой кодирования и описания товаров (ГС- HS) 21 раздел, 97 глав Классификация товаров по принципу переработки
Отсутствие единых правил Отсутствие единых правил Дискриминация Соглашение по правилам происхождения
Набор гармонизированных правил для импорта на основе РНБ Набор гармонизированных правил для импорта на основе РНБ 2 набора положений Порядок на переходный период Принципы технической работы по гармонизации правил Для каждого вида товара – изменения, считающиеся достаточными для изменения страны происхождения Правила в рамках РТС
1950 г.Брюссельская конвенция о создании унифицированной методики определения таможенной стоимости товаров – Брюссельская таможенная стоимость (БТС): 1950 г.Брюссельская конвенция о создании унифицированной методики определения таможенной стоимости товаров – Брюссельская таможенная стоимость (БТС): цена СИФ в том месте, где товар пересекает границу: цена товара должна быть нормальной, т.е. складываться на открытом рынке между независимыми друг от друга продавцом и покупателем.
возможность использовать внутрикорпоративные цены, если это не сказывается на общем уровне цен; возможность использовать внутрикорпоративные цены, если это не сказывается на общем уровне цен; основа – цена сделки 5 методов оценки таможенной стоимости
Стоимость сделки Стоимость сделки В случае сомнений таможенного органа: Рыночная стоимость идентичных товаров Рыночная стоимость аналогичных товаров Выведенная стоимость (2 способа) Расчетная стоимость
Переговоры о тарифных уступках Переговоры о тарифных уступках «Связывание» пошлин: начальный и окончательный уровни Неприменение таможенных пошлин в отношении сделок, совершенных электронным способом (оцифрованные продукты)
«СВЯЗЫВАНИЕ» ПОШЛИН «СВЯЗЫВАНИЕ» ПОШЛИН ПРИНЦИП СТРАНЫ-ГЛАВНОГО ПОСТАВЩИКА (ПОТРЕБИТЕЛЯ) ПАКЕТНЫЙ МЕТОД
ряд средств внешнеэкономической политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота. ряд средств внешнеэкономической политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота.
1. Количественные ограничения экспорта и импорта. 1. Количественные ограничения экспорта и импорта. 2. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях. 3. Таможенные, административные импортные формальности. 4. Стандарты и требования, связанные со здравоохранением, промышленность и техникой безопасности. 5. Ограничения, заложенные в механизме платежей.
прямая административная форма государственного регулирования внешнеторгового оборота. прямая административная форма государственного регулирования внешнеторгового оборота.
ограничение ввоза иностранных (вывоза национальных) товаров определенным количеством, объемом или суммой на установленный период времени. ограничение ввоза иностранных (вывоза национальных) товаров определенным количеством, объемом или суммой на установленный период времени.
Глобальный контингент (глобальная квота). Глобальный контингент (глобальная квота). Индивидуальный контингент (индивидуальная квота) . Тарифный контингент.
запрещение свободного ввоза или вывоза товаров.
Индивидуальная Индивидуальная Генеральная импортная (экспортная) лицензия Автоматическая лицензия
ПРАВОВАЯ БАЗА – СТАТЬЯ XIX ГАТТ ПРАВОВАЯ БАЗА – СТАТЬЯ XIX ГАТТ СОГЛАШЕНИЕ ВТО О СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАЩИТНЫХ МЕРАХ ОСОБЕННОСТИ
ПОДАЧА ИСКА ОТ ИМЕНИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПОДАЧА ИСКА ОТ ИМЕНИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРОВЕДЕНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ УСТАНОВЛЕНИЕ МЕР ЦЕЛЬ – ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕСПРАВЕДЛИВОЙ КОНКУРЕНЦИИ
НЕ ПРОТИВОДЕЙСТВУЮТ КОНКУРЕНЦИИ, НЕ ПРОТИВОДЕЙСТВУЮТ КОНКУРЕНЦИИ, ЗАЩИЩАЮТ НАЦИОНАЛЬНУЮ ОТРАСЛЬ, ТЕРПЯЩУЮ УБЫТКИ МОГУТ ПРИМЕНЯТЬСЯ ПРИ УСЛОВИИ НАЛИЧИЯ НЕПРЕДВИДЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ (УЩЕРБ ИЛИ УГРОЗА УЩЕРБА) ПРИМЕНЯЮТСЯ К ТОВАРУ НЕЗАВИСИМО ОТ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КВОТА ИЛИ ПОШЛИНА СРОК ВВЕДЕНИЯ – 4 ГОДА (ПРОДЛЕНИЕ 4 ГОДА ПОСЛЕ ПЕРЕСМОТРА) ПРОЦЕСС СПЕЦИАЛЬНОГО ЗАЩИТНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРОЩЕ
Налоги и налоговая политика, налоговое поощрение экспорта: освобождение от уплаты косвенных и прямых налогов. Налоги и налоговая политика, налоговое поощрение экспорта: освобождение от уплаты косвенных и прямых налогов. Прямые экспортные субсидии. Косвенные субсидии. Кредиты международных банковских организаций: МБРР ЕБРР
Стоимость ввоза товара – расходы по транспортировке, сумма пошлин и сборов, сумма налогов Стоимость ввоза товара – расходы по транспортировке, сумма пошлин и сборов, сумма налогов 2 группы: УРАВНИТЕЛЬНЫЕ НАЛОГИ, СВЯЗАННЫЕ С ТАМОЖЕННОЙ ОЧИСТКОЙ (специальные) Соглашения об избежании двойного налогообложения
дополнительные льготы, такие как освобождение экспортных товаров от косвенных налогов, дополнительные льготы, такие как освобождение экспортных товаров от косвенных налогов, расширение номенклатуры товаров, по которым возвращаются взысканные ранее таможенные пошлины (возврат пошлин); освобождение от уплаты налогов на материалы, использованные в производстве экспортных товаров; снижение прямого налогообложения предпринимателей для частичной компенсации их расходов как экспортеров; создание необлагаемых налогом денежных фондов для развития экспорта; отсрочка уплаты налогов.
Существенное влияние НТП Существенное влияние НТП Рост стоимости товаров Содействие сбыту продукции, усиливающей в долгосрочном плане позиции страны на мировом рынке «Выторговывание» уступок Стимулирование отдельных отраслей, в частности финансирование НИОКР
финансовые или другие экономические льготы, предоставляемые правительством или частными организациями фирмам - экспортерам на вывоз определенных товаров за границу. финансовые или другие экономические льготы, предоставляемые правительством или частными организациями фирмам - экспортерам на вывоз определенных товаров за границу. Является одновременно косвенным стимулированием импорта!
определенные суммы, выплачиваемые экспортеру на вывоз товаров, в экспорте которых заинтересована данная страна. определенные суммы, выплачиваемые экспортеру на вывоз товаров, в экспорте которых заинтересована данная страна. представляют собой дотации экспортеру для покрытия разницы между высокой внутренней ценой и низкой ценой на аналогичный товар на мировом рынке или для компенсации части расходов поставщиков.
более распространенный и более изощренный вид поддержки более распространенный и более изощренный вид поддержки включает в себя целый ряд финансовых льгот отдельным отраслям народного хозяйства или всей экономике на получение кредитов, оплату налогов, расходов на электроэнергию, транспорт и т.п. Специфические субсидии
1. определение понятия «субсидия», 1. определение понятия «субсидия», 2. перечень субсидий, которые могут быть причиной применения ответных мер; субсидий, которые не могут быть причиной применения ответных мер; 3. понятие «компенсационная мера» и процедура применения компенсационной пошлины
Токийский раунд: Токийский раунд: правила применения компенсационных пошлин; правила использования субсидий. Уругвайский раунд: допустимые и недопустимые субсидии.
США - форсирование экспорта самолетов, электронно-вычислительной техники, атомных электростанций, вооружения, продукции сельского хозяйства; для США - форсирование экспорта самолетов, электронно-вычислительной техники, атомных электростанций, вооружения, продукции сельского хозяйства; для ФРГ - форсирование экспорта металлообрабатывающего и электротехнического оборудования, автомобилей; Япония - форсирование экспорта электроники, средств транспорта, судов.
Красная корзина Красная корзина группа мер, в отношении которых принимаются обязательства по связыванию первоначального уровня субсидирования и его последующего поэтапного сокращения меры экспортного субсидирования. Обязательства по сокращению субсидирования реализуются в течение 6 –летнего, с момента присоединения к Соглашению, периода, по затратам – на 36 % от первоначально связанного размера субсидий, и по объему – на 21 %.
меры, оказывающие искажающее воздействие на производство и реализацию продукции, в отношении которых принимаются обязательства по связыванию первоначального уровня поддержки и его последующему поэтапному сокращению в течение 6-летнего, с момента присоединения, переходного периода в размере 20 процентов от исходного связанного меры, оказывающие искажающее воздействие на производство и реализацию продукции, в отношении которых принимаются обязательства по связыванию первоначального уровня поддержки и его последующему поэтапному сокращению в течение 6-летнего, с момента присоединения, переходного периода в размере 20 процентов от исходного связанного Интегрирующий показатель объема финансирования таких мер, составляющий ежегодную сумму всех видов государственной поддержки, на которые распространяются обязательства по связыванию и сокращению - «агрегированная мера поддержки» (АМП).
группа мер, в отношении которой не принимается обязательств по связыванию группа мер, в отношении которой не принимается обязательств по связыванию включает направления государственной поддержки, не оказывающие или оказывающие минимальное искажающее воздействие на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции. общий критерий отнесения тех или иных мер к «зеленой корзине» - такие меры финансируются из государственного бюджета на основе законодательства и решений Правительства, а не за счет средств потребителей и не имеют следствием поддержания цен производителей.
нет абсолютно запрещенных (красных) субсидий, сокращение субсидий, отнесенных к разряду желтых. нет абсолютно запрещенных (красных) субсидий, сокращение субсидий, отнесенных к разряду желтых. Зеленые субсидии –не создают перекосов для торговли или производства и не выражаются в ценовой поддержке производителя: расходы государства на сельскохозяйственные исследования; проверку продукции; услуги по маркетингу и продвижению товаров на рынок; финансовое участие государства в схемах по страхованию доходов и выплатах в случае стихийного бедствия; структурные мероприятия (предоставление специальных пенсионных программ для производителей сельхозпродукции и инвестиционная поддержка реструктуризации производителя);выплаты, производимые в рамках программ по охране окружающей среды и программ помощи регионам. Желтые субсидии: установление максимального порога для общего объема поддержки отечественных производителей.
1976 г. : в рамках ГАТТ заключено "джентельменское соглашение" о единых условиях экспортных кредитов, субсидируемых государством, между США. Японией, ФРГ, Францией, Италией, Канадой. Великобританией сроком на год. 1976 г. : в рамках ГАТТ заключено "джентельменское соглашение" о единых условиях экспортных кредитов, субсидируемых государством, между США. Японией, ФРГ, Францией, Италией, Канадой. Великобританией сроком на год. Затем продлено до 1978 г. и далее на неопределенный срок и распространено почти на все страны - члены ОЭСР. Единые правила экспортного кредитования
выдача гарантий по кредитам непосредственно банкам, финансирующим экспорт. Эти гарантии - непременное условие получения банковского кредита; выдача гарантий по кредитам непосредственно банкам, финансирующим экспорт. Эти гарантии - непременное условие получения банковского кредита; в дополнение к традиционным гарантиям по более или менее традиционным коммерческим рискам (стихийные бедствия, отказ от товара, неплатежеспособность импортера и др.) страхование охватило и многие виды политических рисков (военные действия, революция, экспроприация, национализация и т. д.). Сейчас риски коммерческие и политические покрываются, как правило, на 70 - 80%.
Возникли как объективная необходимость Возникли как объективная необходимость Сложность оценки влияния на торговые операции Деятельность международных организаций ВТО: Кодекс по стандартам
Государственные меры контроля и ограничений , связанные с техническими требованиями к продукции, если они используются как средство ограничения доступа иностранной продукции на внутренний рынок страны Государственные меры контроля и ограничений , связанные с техническими требованиями к продукции, если они используются как средство ограничения доступа иностранной продукции на внутренний рынок страны Разнообразны как по природе, так и по форме Технические регламенты и технические стандарты
Добровольные Добровольные Разрабатывают любые заинтересованные стороны Принимают путем консенсуса Могут быть объектами интеллектуальной собственности Наиболее престижные стандарты играют роль товарных знаков
Не применять в дискриминационных целях Не применять в дискриминационных целях При разработке учитывать международные стандарты Доступ к национальным методам испытаний и сертификации Взаимное признание сертификаций и стандартов Комитет по техническим барьерам
Законодательные или правовые акты обязательного применения Законодательные или правовые акты обязательного применения Требования продукции изложены или непосредственно (Россия), либо путем ссылки на другой документ (ЕС) Соответствие продукта регламентам - процедура подтверждения соответствия
ПРОЗРАЧНОСТЬ ПРОЗРАЧНОСТЬ НЕОБРЕМЕНИТЕЛЬНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ ЗАПРЕТЫ НА ПРАКТИКЕ ЕСТЬ И ДРУГИЕ (С/Х)
Около 600 типов документов Около 600 типов документов Отсутствие единых требований к составлению документов 3-5% от цены Консульские формальности – консульская фактура Способ сокращения влияния – использование общепринятых стандартов
Токийский раунд: Токийский раунд: определение понятия демпинг; порядок открытия и проведения антидемпингового расследования; Уругвайский раунд: установление критериев при выявлении ущерба от демпинга определение нормальной цены Соглашение о применении статьи VI ГАТТ
Продажа товара по цене ниже нормальной, т.е. цене, по которой аналогичный товар может быть продан на рынке страны экспортера Продажа товара по цене ниже нормальной, т.е. цене, по которой аналогичный товар может быть продан на рынке страны экспортера Рассчитывается на основе цены, реально уплачиваемой независимым покупателем на внутреннем рынке при обычном ходе торговли Комитет по а/д практике (представители всех стран)
ЕСЛИ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ – ПО ЦЕНЕ НИЖЕ ПРОИЗВОДСТВА ЕСЛИ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ – ПО ЦЕНЕ НИЖЕ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДАЖИ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫ (РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ ПРОДАЖИ – 5%) СТРАВНИМАЯ ЦЕНА ПРИ ЭКСПОРТЕ В ТРЕТЬЮ СТРАНУ КОНСТРУИРОВАННАЯ ЦЕНА
Национальные производители несут ущерб Национальные производители несут ущерб Вынуждены снизить цену или уступить свою долю рынка Следствие Захват монопольного положения Повышение цен
Купля-продажа аналогичного товара на рынке иностранного государства, в котором производится или из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования, по цене не ниже средневзвешенной себестоимости аналогичного товара, определяемой исходя из средневзвешенных торговых, административных и общих издержек. Купля-продажа аналогичного товара на рынке иностранного государства, в котором производится или из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования, по цене не ниже средневзвешенной себестоимости аналогичного товара, определяемой исходя из средневзвешенных торговых, административных и общих издержек.
Начало расследования – иск Начало расследования – иск Заполнение вопросника Подготовка ответов на дополнительные запросы Подготовка комментариев Проведение проверочного визита (в отд.случаях) Подготовка комментариев по ущербу и причинно-следственной связи Слушания Принятие решения
Мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется посредством введения а/д пошлины, в т.ч. предварительной а/д пошлины или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером Мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется посредством введения а/д пошлины, в т.ч. предварительной а/д пошлины или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером
НАЛИЧИЕ ДЕМПИНГА НАЛИЧИЕ ДЕМПИНГА НАЛИЧИЕ УЩЕРБА НАЛИЧИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ СУЩЕСТВЕННЫЙ ИМПОРТ ИНТЕРЕСЫ РЫНОЧНЫЙ И НЕРЫНОЧНЫЙ СТАТУС
Установлен демпинг Установлен демпинг Нанесен материальный ущерб или угроза материального ущерба промышленности Причинно-следственная связь между демпингом и ущербом ЕС: Меры не противоречат интересам группировки в целом.
РОСТ ДЕМПИНГОВОГО ИЛИ СУБСИДИРУЕМОГО ИМПОРТА РОСТ ДЕМПИНГОВОГО ИЛИ СУБСИДИРУЕМОГО ИМПОРТА ЦЕНЫ НА ИМПОРТ СБИЛИ ЦЕНЫ НА АНАЛОГИЧНУЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ УМЕНЬШЕНИЕ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ РЕАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДВИЖЕНИЕ ДЕНЖНОЙ МАССЫ, ОБОРОТНЫЕ ФОНДЫ, ЗАНЯТОСТЬ, КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ
Репрезентативные продажи: >5% от общего объема экспорта Репрезентативные продажи: >5% от общего объема экспорта Средняя цена за единицу =$100 - $3 затраты на транспортировку. Нормальная цена =$97. Экспортная цена на границе $95- $10 затраты на транспортировку. Экспортная цена =$85. Демпинг 97-85=12 Демпинговая маржа (в % к цене СИФ) 12/95х100=12,6
РЕШЕНИЕ О ТОМ ЮУДЕТ ЛИ ПОШЛИНА РАВНА МАРЖЕ ИЛИ ОБЪЕМУ СУБСИДИИ РЕШЕНИЕ О ТОМ ЮУДЕТ ЛИ ПОШЛИНА РАВНА МАРЖЕ ИЛИ ОБЪЕМУ СУБСИДИИ МЕНЬШАЯ ПОШЛИНА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ УЩЕРБА ВРЕМЕННЫЕ МЕРЫ ДОГОВОРЕННОСТЬ ПО ЦЕНАМ SUNSET CLAUSE