Лекция 12. Моделирование рынка: оценивание функций Торнквиста Содержание лекции:Подходы к моделированию рынкаЗависимость спроса от доходаПроцедура оценивания параметров функций Торнквиста на основе статистических данныхИспользование функции Торнквиста в маркетинге
Литература Экономико-математические методы и прикладные модели: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.В. Федосеева. — 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.Эконометрика: начальный курс / Я.Р. Магнус, П.К. Катышев, А.А. Пересецкий. – 8-е изд. – М.: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ, 2007.
12.1. Подходы к моделированию рынка Эконометрическое моделирование зависимости спроса от ценыСамый употребительный способ исследования рынкаПозволяет определить эластичность спроса по ценена рынке в целомв сегменте клиентов данной фирмыПрактически непригоден при предельных случаях эластичности спроса по цене (очень высокая и очень низкая)в том числе для маркетинга важнейших видов сельскохозяйственной продукции продовольственного назначенияЭконометрическое моделирование зависимости спроса от доходаПозволяет определить:Объём сбыта на монопольном рынкеЭластичность спроса по доходуЭластичность спроса по цене в предположении постоянного доходаПригодны для описания только конечного спросаВ том числе спроса на услугиСтруктурные модели рынкаОснованы на математическом описании технологий производства и производственных мощностей покупателейУпотребляются для моделирования спроса на промежуточную продукциюПозволяют определить объём сбыта и эластичность спроса по ценеТочнее предыдущих двух подходов
12.2. Зависимость спроса от дохода Теоретическая модель: y = f (z) + εy – объём спроса одного потребителяz – доход потребителяε – влияние на спрос факторов, не связанных с доходомГрафик функции y = f (z) называется кривой ЭнгеляЭмпирическая спецификация – функция ТорнквистаДля товаров первой необходимостиСпрос возникает при любом доходеи имеет уровень насыщения aДля товаров второй необходимостиСпрос возникает при доходе, превышающем b,и имеет уровень насыщения aДля предметов роскошиСпрос возникает при доходе, превышающем b,и является ненасыщаемым
12.2. Зависимость спроса от дохода
12.3. Оценивание параметров функций Торнквиста Получаем линейные уравнения регрессииОцениваем их параметры методом наименьших квадратов (OLS)Excel, Statistica, SPSS и др.При оценивании функции Торнквиста для предметов роскоши:необходимо принять константу равной нулювозникают сложности, связанные с корреляцией между z и z2: оценки параметров становятся неустойчивыми, а t-тест завышает их значимостьПеременные y и z коррелированы оценки, как правило, сильно смещены (особенно c)Метод практически не пригоден для реальных данных
12.3. Оценивание параметров функций Торнквиста При оценивании рекомендуется:принять b равным минимальному известному из данных доходу, при котором возникает ненулевой спросесли спрос есть всегда, то нулюпринять a равным максимальной наблюдаемой величине спросаупростить выражения, как показано выше, чтобы избавиться от мультиколлинеарности и сузить интервал доверия к оценке параметра cвоспользоваться однофакторным регрессионным анализом, приравняв константу (свободный член) к нулюЭта процедура особенно полезна, если наблюдений мало (в пределах 20-30)выборка обязательно должна быть репрезентативной: распределение опрошенных лиц по доходам в выборке должно соответствовать генеральной совокупности
12.4. Использование функции Торнквиста в маркетинге Определение стратегии рекламно-информационных кампанийЧем выше уровень дохода потенциального клиента, тем больше издержки на рекламу, способную победить в конкурентной борьбе за его вниманиеС помощью ф.Т. можно определить социальный слой, максимизирующий разницу между прибавкой дохода от сбыта продукции и затратами на рекламную компаниюПомимо ф.Т., требуется эмпирическая зависимость затрат на эффективную рекламу (в расчёте на одного потенциального клиента) от дохода потенциального клиентаИмитационное моделирование спросаВ ИМ функция Торнквиста используется сместе с данными о распределении величины εИмитационное моделирование позволяет принять правильные маркетинговые решения в ожидании сокращения доходов из-за кризисов, повышения зарплат бюджетников или госслужащих, изменения налогов, выплачиваемых гражданами, и т.п.Оценивание всех трёх вариантов функции Торнквиста по одним и тем же данным и выбор наилучшей подгонки позволяет классифицировать продаваемый товарОпределить социальный слой потребителей вашей продукции, его численностьОпределить насыщаемость спроса и потенциальный объём рынка
12.4. Использование функции Торнквиста в маркетинге Эластичность спроса по доходуНе зависит от aЕсли низкая – можно игнорировать изменение доходов при планировании маркетинговой стратегииЕсли очень высокая – целесообразно принимать меры по повышению доходов потребителейВ т.ч. лоббирование соответствующих законопроектов
12.4. Использование функции Торнквиста в маркетинге Эластичность спроса по ценеp – новая цена; p0 – старая ценаЦена рассматривается как фактор, сокращающий располагаемый доходпредполагается отсутствие других влияний цены на спрос, кроме как через доходв частности, отсутствие товаров, комплементарных или субституционарных данномуМожет быть вычислена аналитически, но приводит к слишком сложному выражениюПозволяет хоть как-то определить эластичность спроса по цене, если весь товар продаётся по одной и той же цене либо если данные о ценах продаж отсутствуютНизкая Ey/p указывает на возможность агрессивной ценовой политикиВысокая Ey/p указывает на возможность расширения сбыта