Russian Insurance Summit 2005 Развитие рынка страхования жизни в России в 2004 и 2005 годахДмитрий Демидов
Развитие рынка Факторы, влияющие на развитие страхования жизни:Общеэкономическое развитиеРазвитие институтов, предлагающих страхование жизни (страховые компании)Рамочные условия (законодательство, рынок капиталов и т.д.)
Развитие рынка Общеэкономическое развитие:ВВП: ВВП в 2004 г. составил 613 млрд. долларов СШАРост ВВП в 2004 г. составил 6,8%; за первые 4 месяца 2005 г. рост ВВПсоставил 5,3% в годовом выраженииИнфляция: 11,7% в 2004 г., цель на 2005 г. не более 10%. Доходы населения: в 2004 г. году реальные денежные доходынаселения выросли на 10,8% по сравнению с 2003 г. Средняязаработная плата составила 6828 руб. в месяц. По прогнозуМинэкономразвития реальные денежные доходы в 2005-2007 годубудут расти темпами более 8%
Развитие рынка
Развитие рынка ЗаконодательствоЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСтатья 4. Объекты страхования(в ред. Федерального закона от 10.12.2003 N 172-ФЗ)1. Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные:1) с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);2) с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).2. Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с:1) владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);2) обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);3) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).
Развитие рынка Статья 6. СтраховщикиСтраховщики вправе осуществлять или только страхование объектов личного страхования, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, или только страхование объектов имущественного и личного страхования, предусмотренных соответственно пунктом 2 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 4 настоящего Закона (п. 2 в ред. Федерального закона от 10.12.2003 N 172-ФЗ).(Статья 2 п. 2. Специализация страховых организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, по осуществлению страхования в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" с учетом внесенных в него настоящим Федеральным законом изменений и дополнений должна быть завершена не позднее 1 июля 2007 года.) То есть введено разделение на личное и не-личное страхование, существующие страховые компании должны его провести, самое позднее, до 1 июля 2007 г.
Развитие рынка С момента принятия закона о разделении на личное и не-неличное страхование по настоящее время – создание большинством крупных российских страховых компаний и групп отдельных компаний по страхованию жизни. Завершение организационного этапа у большинства компаний – по нашей оценке, до конца 2005 г. Февраль 2005 г. – создание Комитета по развитию страхования жизни и пенсионного страхования приВСС. Март 2005 г. – Разработка Комитетом по развитию страхования жизни и пенсионного страхования приВСС и АСТЭК предложений по усовершенствованию законодательства в области страхования жизни.
Развитие рынка Предложения по усовершенствованию законодательстваЗакон об организации страхового дела:Более чёткая классификация видов страхования, в т.ч. страхования жизни;Конкретизация возможностей участия страхователей в доходе страховщика;Регулирование предложения продуктов страхования жизни с несением страхователем инвестиционного риска (продуктов типа unit-linked);Налоговый кодекс РФ:Предусмотрение льгот работодателю и сотруднику при заключении договоров страхования жизни и пенсионного страхования (долгосрочного накопительного страхования и страхования на случай смерти, ивалидности и т.д.) по премиям и выплатам;Предусмотрение льгот физическим лицам при при заключении договоров страхования жизни и пенсионного страхования (долгосрочного накопительного страхования и страхования на случай смерти, ивалидности и т.д.) по премиям и выплатам.Положение об инвестировании резервов страховой компании
Развитие рынка Секторы рынка страхования жизни:Индивидуальное страхование:в основном накопительные продукты (смешанное страхование, страхование с фиксированным сроком выплаты)Страхование жизни заёмщика кредита:Активное развитие, связанное с развитием кредитования физических лиц по программам потребительского кредитования, кредитования на покупку автомобилей и кредитования на покупку недвижимости (на конец 2004 г. объём кредитов физическим лицам в России составлял 619 млрд. руб., за 2004 г. объём кредитования физических лиц вырос в 2,4 раза, доля кредитов физическим лицам в общем объёме кредитов банков выросла с 9,8% до 13,9%). Коллективное страхование: в основном ежегодно возобновляемые договоры страхования жизни на срок (YRT); частично пенсионные программы; продажи накопительного страхования жизни и пенсионных прогамм сдерживаются существующим налоговым законодательством.
Развитие рынка Каналы продаж:Агентские продажиМногоуровневый маркетинг (MLM)Прямые продажи (коллективное страхование)Продажи через банки (страхование жизни заёмщика кредита)Брокерские продажи
Развитие рынка Проблематика продуктов с несением страхователем инвестиционного риска (продукты типа Unit-linked)Основные черты продукта: Страхователь полностью или частично несёт инвестиционный риск по инвестированию накопительной части премии (страхователю предлагается выбор из ряда паевых инвестиционных фондов с разной степенью риска для инвестирования);Гарантированная выплата предусметривается только на случай смерти или не предусматривается вообще (некоторые продукты предусметривают минимальную выплату, например, сумму взносов);Страховая премия является «прозрачной» для страхователя, т.е. он видит её деление на накопительную и рисковую составляющие и нагрузку. Потенциальный круг страхователей:Лица, разбирающиеся в продуктах фондового рынка, т.е. понимающие, что возможен не только рост. но и падение цены пая, и при этом заинтересованные в долгосрочных инвестициях с одновременной защитой на случай смерти, инвалидности и т.д. Каналы продаж:Финансовые консультанты (в т.ч. банки), способные определить склонность потенциального страхователя нести определённую степень риска и предложеть ему соответствующий фонд для инвестирования. Справка: активы ПИФов в России составили на 21.12.2004 109,6 млрд. руб. (рост активов в 2004 г. на 42%). Инвесторы, в основном, юридические лица.
Спасибо за внимание! Дмитрий ДемидовСтарший менеджер по работе с клиентами и предстваитель Поразделения перестрахования жизни в странах СНГМюнхенское перестраховочное общество (Munich Re)E-Mail: [email protected], Тел.: +49 89 38919314