Курс: БИЗНЕС - ЭКОНОМИКА Преподаватель: НИКОЛАЕВА Лидия Александровна, заведующая кафедрой экономической теории, кандидат экономических наук, доцент
Основная литература: На русском языке:Майкл Р. Байе Управленческая экономика и стратегия бизнеса. - М., 2001 г. - 743 с.На английском языке:Baye M. Managerial Economics and Business Strategy. - 4th ed., 2002.
Краткое описание курса Анализируются базовые и прикладные аспекты экономики и стратегии бизнеса. Круг обсуждаемых вопросов позволит изучить сущность экономических процессов, системно понять основные факторы, определяющие состояние и развитие современного бизнеса. Изученный материал будет способствовать анализу и грамотному реагированию предпринимателей на проблемы, связанные с принятием эффективных управленческих решений.
Основная цель курса: Познать: механизм рыночной системы;Изучить:факторы, влияющие на изменение конъюнктуры бизнеса; Проанализировать: общетеоретические и прикладные вопросы экономики и стратегии бизнеса с точки зрения менеджеров различных структур хозяйствования
Требования к слушателям Слушатели должны подготовиться к прослушиванию лекционного материала, предварительно прочитать рекомендованную преподавателем литературуКаждый слушатель должен иметь раздаточный материал, учебник, включая лекции, которые он пропустилВо время экзаменов и тестирования нельзя пользоваться учебниками, конспектами и другими материаламиНе разрешается пропускать промежуточный и финальный экзамены без письменного разрешения директора программы и согласия преподавателя
Требования к выполнению домашних заданий Домашние задания должны быть выполнены с указанием фамилии, имени, номера вопроса и названия задания. Работы должны быть сданы в срок, указанный преподавателем. Отклонения в сроках не допустимо. Выполнение заданий оценивается в баллах. Неполные работы оцениваются меньшим количеством баллов. Работы, не сданные в срок, получают ноль баллов
Критерии оценки Критерии оценки Максимальное количество баллов: 100Из них:Промежуточный экзамен 30Финальный экзамен 40Активность на занятиях 15Домашние задания 15 Для получения положительной оценки требуется набрать не менее 60 баллов. Оценки будут ставиться в зависимости от суммы баллов по результатам текущей работы, промежуточного и финального экзамена
Темы аудиторных занятий
Лекция 1. Основы управленческой экономики. Рыночные силы: спрос и предложение Экономика эффективного менеджментаПонимание целей и выявление ограниченийПонимание сущности прибыли и ее значенияПонимание мотивацииПонимание законов рынкаИзучение экономики для менеджера СпросФункции спроса. Потребительский выигрышПредложениеФункция предложения. Выигрыш производителяРыночное равновесиеЦеновые ограничения. Ценовые потолки. Минимальный ценовой уровень или ценовой потолок
Лекция 2. Количественный анализ спроса. Эластичность Эластичность спросаПерекрестная эластичностьДоходная эластичностьДругие виды эластичностиПолучение показателя эластичности из функции спросаЭластичности линейных и нелинейных функций спросаРегрессивный анализстатистическая достоверность ожидаемых значений коэффициента
Лекция 3. Теория потребительского поведения. Индивидуальный спрос Полезность и предпочтения потребителя Количественный и порядковые подходы.Потребительское поведение.ОграниченияБюджетное ограничение. Изменения дохода и цен.Потребительское равновесие.Кривые безразличия и их применения Эффекты замещения и дохода. Потребительский выбор.Зависимость между кривыми безразличия и кривыми спроса.Индивидуальный спрос.Рыночный спрос.
Лекция 4. Производственный процесс и издержки Издержки: сущность, структура, видыЗатраты предпринимателя в краткосрочном периодеЗатраты предпринимателя в долгосрочном периодеПроизводственная функцияПредельная продуктивность. Изокванты. Изокосты.Роль менеджера в организации производственного процесса.Стоимостная функцияПостоянные и невозвратные издержкиЭффект масштаба производстваЭффект размеровСтоимостное взаимодополнение
Лекция 5. Оптимизация деятельности компании Методы приобретения ресурсовПриобретение ресурсов на наличном рынкеПриобретение ресурсов контрактным методомПроизводство ресурсов в самой компанииОперационные издержкиИнвестиции. Физические и целевые активы.Человеческий капитал.Оптимальный способ приобретения ресурсовСделки. Контракты. Экономические компромиссы. Мотивационные контракты. Внешние мотивации.
Лекция 6. Экономическая сущность отрасли Структура рынкаРазмер компании.Концентрация отрасли.Технология.Условия спроса и рыночные условия.Возможности проникновения на рынок новых участниковПоведениеЦеновое поведение.Динамика интеграционных процессовТипы рыночных структурСовершенная конкуренция, монополияМонополистическая конкуренция, олигополия
Лекция 7. Управление компанией, действующей на конкурентном, монопольном и монополистически конкурентном рынке Совершенная конкуренцияРыночный спрос и спрос на продукцию отдельных компаний.Максимизация прибылиМинимизация убытковМонополияМонопольная мощьБарьеры на рынкеМонополистическая конкуренцияОсновные модели олигополииУсловия для формирования монополийСравнение моделей олигополий между собойФакторы, влияющие на сговор в играх с ценообразованием
Лекция 8. Ценовые стратегии для компаний с рыночной мощью Основные стратегии ценообразованияСтратегии, обеспечивающие получение повышенной прибылиИзвлечение излишков от потребителейЦеновые стратегии для специальных структур издержек и спросаЦеновые стратегии на рынках с интенсивной ценовой конкуренцией
Лекция 9. Экономика информации Неопределенность и потребительское поведениеПотребительский поискНеопределенность и деятельность компанииОтрицательное отношение к рискуПоиски производителяМаксимизация прибылиАукционыИнформационные структуры
Ожидаемый результат от изучения курса: Знание экономики для менеджера позволит Вам не только понять сущность процессов, описываемых в указанных публикациях, но и грамотно на них отреагировать, приняв эффективные управленческие решения.
ЭКОНОМИКА - это наука принятия решений в условиях ограниченности используемых ресурсовРесурсы - все, что используется для производства товаров и ли услуг или, в более общем смысле, для достижения поставленной цели. При ограниченности ресурсов выбор правильного решения становится очень важным, так как принятие одного из возможных решений приводит к отказу от всех остальных вариантов действий
Если бы ресурсы не были ограниченными, Вам нечего было бы просить у этого чудесного помощника - у Вас уже все было бы. Чтобы лучше понять сущность ограниченности ресурсов, представим, что к Вам является волшебник, который готов выполнить три любых Ваших желания. Если бы ресурсы не были ограниченными, Вам нечего было бы просить у этого чудесного помощника - у Вас уже все было бы. В реальной жизни все обстоит по-другому. Так, сразу же после того как Вы начнете изучать этот курс, Вы поймете, что одним из самых ограниченных ресурсов, которым Вы располагаете, является время.
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА Управленческая экономика полезна не только руководителям компаний, входящих в список 500 самых крупных организаций в бизнесе, регулярно составляемый журналом Fortune, но и другим менеджерам, в том числе и тем, которые работают в бесприбыльных структурах. Например, знание этой учебной дисциплины окажется полезным для менеджера благотворительной организации, которому оно поможет найти рациональные способы распределения продуктов питания среди нуждающейся части населения.
ЭКОНОМИКА ДЛЯ МЕНЕДЖЕРА Экономика для менеджера - это учебный курс, в котором изучаются способы, при помощи которых менеджер руководит использованием ограниченных ресурсов таким образом, чтобы достичь поставленной цели наиболее эффективным способом. Это очень широкая дисциплина, в которой описываются методы, полезные для самых различных аспектов жизни: от организации жизни в семье для обеспечения ее максимально возможного благосостояния до эффективного распределения ресурсов компании, позволяющего добиться максимально высокой прибыли.
ЭКОНОМИКА ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА Основные принципы, лежащие в основе эффективного менеджмента или что должен знать эффективный менеджер:1) задавать цели и выявлять ограничения2) понимать сущность прибыли и ее значение3) хорошо разбираться в мотивациях4) знать рынки5) хорошо разбираться во временной стоимости денег 6) уметь проводить анализ по предельным показателям, т.е. владеть маржинальным анализом
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РЫНОЧНОГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНКУРЕНЦИИ
МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА
ПРИБЫЛЬ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕЙ ВЫРУЧКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ... … ДОБЬЕМСЯ УСПЕХА!!!
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ С УВАЖЕНИЕМ, НИКОЛАЕВА Лидия Александровна