широкое распространение практики издания и распространения публичных годовых отчетов в деятельности российских НКО как одного из инструментов прозрачности и подотчетности перед обществом; широкое распространение практики издания и распространения публичных годовых отчетов в деятельности российских НКО как одного из инструментов прозрачности и подотчетности перед обществом; внедрение лучших практик публичной отчетности в деятельность российских НКО; привлечение внимания общества, органов власти и СМИ к деятельности некоммерческих организаций.
Целями оценки являлись: Оценка влияния конкурса на развитие публичной отчетности. Определение направлений совершенствования механизмов проведения конкурса. Компания «Evolution&Philanthropy» финансово поддержала проведение оценки
Оказывает ли конкурс какое-то влияние на развитие практик публичной отчетности российских НКО? Оказывает ли конкурс какое-то влияние на развитие практик публичной отчетности российских НКО? Почему одни организации делают публичные годовые отчеты, а другие нет? Какие выгоды и проблемы видят НКО в создании публичных годовых отчетов? Влияет ли и как создание годовых отчетов и конкурс на совершенствование деятельности и управления НКО-участниц? Почему одни организации участвуют в конкурсе, а другие нет? Как НКО видят выгоды участия в конкурсе? Что препятствует участию в конкурсе? Почему НКО поучаствовав один раз, далее не участвуют в конкурсе? Как сделать конкурс более привлекательным и полезным для НКО?
Сбор и анализ вторичной информации Сбор и анализ вторичной информации Массовый опрос НКО 406 участников из 52 субъектов РФ Интервью с руководителями НКО 66 участников из 31 населенного пункта России Опрос экспертов 9 экспертов из Москвы, Санкт-Петербурга, Н.Новгорода, Архангельска, Кемерово, Новосибирска, Самары, Тольятти
«Мне кажется, что сейчас в этом увлечении подготовкой публичных отчётов главное не перестараться. «Мне кажется, что сейчас в этом увлечении подготовкой публичных отчётов главное не перестараться. Организации будут просто сваливать в кучу информацию про все свои мероприятия… Если мы такие публичные отчёты будем предоставлять сообществу, то они решат, что некоммерческие организации - это те люди, которым заняться нечем, они всякие бессмысленные мероприятия проводят».
«Конкурс существовал раньше, чем была создана наша организация, и для нас просто не стоял вопрос участвовать или нет. Это, как само собой подразумевалось» «Конкурс существовал раньше, чем была создана наша организация, и для нас просто не стоял вопрос участвовать или нет. Это, как само собой подразумевалось»
«Мы начали интенсивно переписываться с одной из ваших сотрудниц, она пригласила нас к участию в кратчайшие сроки» «Мы начали интенсивно переписываться с одной из ваших сотрудниц, она пригласила нас к участию в кратчайшие сроки»
в выработке критериев, требований к отчету, которым необходимо следовать; в выработке критериев, требований к отчету, которым необходимо следовать; в появлении лучших образцов, примеров отчетов; в получении статуса, пиара от участия в конкурсе; в росте числа участников конкурса; в развитии самой идеи подготовки публичной отчетности; в привлечении внимания общественности, органов власти, бизнеса
«НКО можно заинтересовать только 3 вещами: «НКО можно заинтересовать только 3 вещами: первое — это возможность получения каких-то привилегий на территории своего города или области (образно говоря, помещение, место, участие в программе/проекте), второе — это деньги, и третье — это возможное бесплатное российское информационное пространство («его пиарят, о нем рассказывают, о нем говорят»)»
Конкурс, безусловно, помогает организациям в ознакомлении с практиками публичной отчетности. НКО смотрят отчеты других организаций, сравнивают, стараются найти что-то интересное, полезное
Конкурс годовых отчетов можно отнести к пиар- инструменту, который мог бы решать практически все озвученные экспертами методы продвижения публичной отчетности: Конкурс годовых отчетов можно отнести к пиар- инструменту, который мог бы решать практически все озвученные экспертами методы продвижения публичной отчетности: заниматься пиаром и публикациями в СМИ; повышать активность НКО и мотивировать их делать публичные отчеты, показывая преимущества от этого; повышать статус НКО; повышать квалификацию персонала. Для повышения эффективности поставленных перед Конкурсом задач, по мнению экспертов, необходима большая популяризация конкурса, особенно в регионах.
потеря мотивации, отсутствии значимого результата; потеря мотивации, отсутствии значимого результата; у конкурса нет определенного статуса, престижа нехватка ресурсов (временных, человеческих), внутренними изменениями в НКО отсутствие обратной связи от организаторов неочевидность критериев участия и отбора победителей не увидели необходимости для себя участвовать в конкурсе.
обработка большого объема информации, ее систематизация, анализ. обработка большого объема информации, ее систематизация, анализ. создание информационно доступного, интересного документа с сохранением важной информации об организации ограниченные ресурсы (человеческие, временные, финансовые). большие расходы на публикацию отчетов в печатном виде По мнению экспертов, участвовать в конкурсе не сложно для любых организаций, даже не имеющих значительных ресурсов. Но сделать хороший публичный отчет достаточно сложно.
«Без собственного сайта…Организация же может быть представлена каким-то образом в социальных сетях, в фэйсбуке или еще где-либо. Она не должна быть обязательно там где-то представлена, но это совершенно в их интересах. Они должны как-то набирать людей. Это же не подпольная какая-то организация. Возможность есть такая, конечно» «Без собственного сайта…Организация же может быть представлена каким-то образом в социальных сетях, в фэйсбуке или еще где-либо. Она не должна быть обязательно там где-то представлена, но это совершенно в их интересах. Они должны как-то набирать людей. Это же не подпольная какая-то организация. Возможность есть такая, конечно»
Основная доля (80%) участников конкурса этих лет составляли организации с бюджетом до 10 млн. рублей, причем половина из них приходилось на организации с бюджетом менее 1 млн. рублей. Основная доля (80%) участников конкурса этих лет составляли организации с бюджетом до 10 млн. рублей, причем половина из них приходилось на организации с бюджетом менее 1 млн. рублей. Но для этих организаций наблюдается нестабильность в участии (чаще всего, это разовое участие) Так же с перерывами участвуют организации с бюджетом от 1 до 10 млн. рублей. Срок деятельности организаций-участников конкурса, чаще всего, варьируется между 5-10 лет.
Немаловажен факт, что организации, сделавшие хотя бы раз публичный отчет, даже уже не участвуя в конкурсе, продолжают их делать, - это для них становится нормой
наблюдается устойчивость в желании принимать участие в конкурсе среди НКО, являющихся донорами или имеющих бюджеты более 10 млн. рублей НКО начинают делать публичные отчеты чаще всего при бюджете более 1 млн. руб. большая вероятность участия в конкурсе при бюджете от 2,5 млн. рублей.
«К моменту основания организации ни у кого не было сомнений в необходимости публичных отчетов» «К моменту основания организации ни у кого не было сомнений в необходимости публичных отчетов»
принадлежать к определенной части некоммерческого сектора, придерживающейся культуры прозрачности и публичности получить интересный опыт от участия в публичных конкурсах сравнить себя с другими. привлечь внимания к деятельности организации обеспечить позиционирование как открытой организации сформировать положительный имидж организации получить призы, дипломы, сертификаты познакомится с грантодателями, спонсорами
освещение их деятельности, участия в конкурсе, победы в СМИ освещение их деятельности, участия в конкурсе, победы в СМИ взаимодействие с органами власти, бизнесом получение признания статусными лицами их заслуг поддержка известности организации возможность профессионально заявлять о себе обучение подготовке отчетов.
Распределить функции и обязанности среди со-организаторов Распределить функции и обязанности среди со-организаторов Оценить имеющиеся ресурсов для определения стратегии развития в регионах Уточнить цели и задачи конкурса Внести изменения в номинации Доработать стандарты публичного отчета и критерии его оценки Сделать доступными критерии участия и отбора победителей Предоставить инструкцию по подготовке публичного отчета Включить дополнительные мероприятия по развитию публичной отчетности
Ввести онлайн-регистрацию и онлайн-консультации Ввести онлайн-регистрацию и онлайн-консультации Адресно извещать о сроках конкурса Обеспечить обратную связь заявителям Обеспечить широкую информационную поддержку конкурса и отчетов конкурсантов Повысить престижность, статусность конкурса Материально стимулировать участие Обеспечить формирование положительного имиджа конкурсантов Проводить торжественные церемонии награждения победителей с участием статусных лиц и представителей организаций, имеющих интерес для НКО Осуществлять маркетинговые мероприятия и оценку
Спасибо за внимание!