Издержки фирмы
Издержки фирмы - Затраты ресурсов осуществленные в ходе производства и реализации продукции, выраженные в денежной форме.
Явные (внешние, денежные) издержки – альтернативные издержки, которые принимают форму явных (денежных) платежей поставщикам факторов производства.
Неявные (внутренние, не денежные) издержки – альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (или находящихся в собственности фирмы как юридического лица).
Бухгалтерские издержки=Явные издержки. Общие(экономические) издержки= =Явные издержки+Неявные издержки.
Прибыль фирмы Бухгалтерская прибыль = Совокупный доход фирмы - Бухгалтерские (Явные) издержки; Экономическая прибыль = Совокупный доход – Совокупные экономические (Явные + Неявные) издержки; Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль - Неявные издержки.
Поиск прибыли(profit seeking) - означает такой способ получения положительной экономической прибыли, который непосредственно связан с предпринимательством, нацеленным на выявление и применение наилучших способов использования факторов производства, снижающих издержки, улучшающих качество продукции и т.п. Поиск ренты (rent seeking) - означает такое поведение фирмы, при котором, она изыскивает пути повышения своих доходов не через инновации и снижение издержек, а через поиск механизмов ограничения конкуренции и получения для себя исключительных, монопольных условий (например, запрет на ввоз из-за границы аналогичной продукции; получение исключительных прав от государства на осуществление какой-либо деятельности и т.д.).
Совокупные экономические издержки краткосрочного периода подразделяются на постоянные и переменные издержки. В долгосрочном периоде все издержки являются переменными.
Постоянные издержки не зависят от объема выпуска и остаются неизменными на краткосрочном временном интервале. Переменные издержки зависят от объема выпуска и изменяются вместе с изменением последнего.
ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ
Совокупные издержки (ТС, total cost) зависят от объема выпускаемой продукции, и определяются: Количеством; Рыночной ценой используемых ресурсов. Зависимость между объемом выпуска и объемом совокупных издержек может быть представлена в виде функции издержек: ТС=f(Q)
Совокупные постоянные издержки (ТFC, total fixed cost) - совокупные расходы фирмы на все постоянные факторы производства
Совокупные переменные издержки (TVC, total variabl cost) - совокупные расходы фирмы на переменные факторы производства
Совокупные издержки TC=FC+VC.
Кривые издержек фирмы на краткосрочном интервале Output Cost($ per year) 100 200 300 400 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 VC Variable costincreases with production andthe rate varies withincreasing &decreasing returns. TC Total costis the verticalsum of FC and VC. FC 50 Fixed cost does notvary with output
Кривые средних и предельных издержек Output (units/yr.) Cost($ per unit) 25 50 75 100 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 MC ATC AVC AFC
Средние совокупные издержки (ATC, average total cost) - величина совокупных издержек, приходящаяся на единицу выпускаемой продукции. Средние совокупные, или просто средние издержки подсчитываются по формуле: ATC=TC/Q
Средние постоянные издержки (AFC, average fixed cost) - величина постоянных издержек, приходящаяся на единицу выпускаемой продукции. Средние постоянные издержки подсчитываются аналогичным образом: AFC=FC/Q
Средние переменные издержки (AVC, average variabl cost) - величина переменных издержек, приходящаяся на единицу выпускаемой продукции, или AVC=VC/Q ATC=AVC+AFC
Предельные издержки (MC, marginal cost) - это прирост совокупных издержек, который имеет фирма при изменении объема производства на единицу.
Правило предельных и средних 1) Когда MC< AC, кривая средних издержек идет вниз: производство каждой новой единицы продукции уменьшает средние издержки. 2) Когда MC > AC, кривая средних издержек идет вверх: производство каждой новой единицы продукции увеличивает средние издержки. 3) Когда AC = min, MC = AC. Следовательно, кривая предельных издержек пересекает кривую средних переменных издержек и кривую средних общих (совокупных) издержек в точках их минимального значения.
Предельный продукт и предельные издержки
Общий, средний и предельный доход фирмы TR=P*Q – общий доход AR=TR/Q – средний доход MR=dTR/dQ=(TR)`- предельный доход
Цели и задачи, решаемые фирмой при выходе на рынок на краткосрочном временном интервале
Следует ли производить продукт и выносить его на рынок? Сколько (какое количество) следует производить продукта? Какую прибыль или убыток получит фирма при реализации данного количества продукта?
Ответ на первый вопрос положителен, если в результате производства и продажи определенного количества продукции будет получена экономическая прибыль, либо убытки, которые по своей величине будут меньше постоянных издержек (TFC). При нулевом объеме выпуска фирма несет убытки, равные TFC.
Qб Точка безубыточности Q Q1 Q2 O С ТFС TC TR
Оптимальное количество, т.е. такое количество продукта, реализация которого на рынке обеспечивает фирме максимум прибыли, либо минимум убытков.
Для определения оптимального количества используется правило равенства предельных издержек и предельного дохода MC=MR
Прибыль= совокупный доход – совокупные издержки= =TR-TC=(P-ATC)Q
Издержки фирмы в долгосрочном периоде
Масштаб деятельности фирмы – зависимость прироста объема выпуска продукции от прироста использования всех факторов производства на долгосрочном временном интервале. Эффект масштаба – экономия, обусловленная ростом масштаба деятельности фирмы, проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек.
Издержки фирмы на долгосрочном временном интервале (long-run costs) Издержки SAC LAC LMC Объём производства SMC
Издержки фирмы на долгосрочном временном интервале (LATC - long-run average total costs) Издержки Экономия Постоянная отдача Рост издержек от роста от роста масштабов от роста масштабов масштабов производства производства производства Долгосрочные ATC Количество продукции
Положительный эффект масштаба LATC Q ATC
Отрицательный эффект масштаба LATC Q ATC
Постоянный эффект масштаба LATC Q ATC
Нахождение оптимального размера предприятия для производства той или иной продукции позволяет фирме поддерживать этот оптимум достаточно долго, уже после того, как иссякнут источники положительного эффекта.
Спасибо за внимание!