Функция организации находит свое выражение в форме организационной структуры компании. Организационная структура компании – система управления, описанная в виде структурных подразделений, должностных лиц и их взаимоотношения между собой и внешней средой.
Пять признаков организации, влияющих на ее структуру: 1. Степень распределения труда - распределение заданий между сотрудниками влияет на характер, сложность и иерархичность структуры 2. Степень департаментализации (объединение схожих заданий в функциональные блоки, например отделы маркетинга, финансов, производства и др.) также влияет на сложность и иерархичность 3. Делегирование полномочий (распределение функции принятия решений между разными уровнями менеджмента) влияет на степень централизации руководства 4. Диапазон контроля (каким количеством людей руководят отдельные менеджеры) влияет на установление нормы управляемости 5. Существующий механизм координации может характеризоваться степенью его формализации (то есть наличием установленных процедур, стандартов, нормативов деятельности и других видов регламентации)
Факторы влияния на организационную структуру Внешняя среда 2. Характер производственных технологий 3. Размер компании 4. Стратегия
Виды организационных структур 1. Простая или линейная структура. 2. Линейно-штабная структура. 3. Функциональная структура. 4. Линейно-функциональная структура. 5. Дивизиональная структура. 6. Матричная структура. 7. Проектная структура. 8. Метод СХЕ (стратегические хозяйственные единицы). 9. Организация без границ. 10. Сетевые структуры
Преимущества изменения организационной структуры: Способ воплощения стратегии в жизнь; Новые структуры лучше мотивируют сотрудников на удовлетворение запросов клиентов; Повышение способности организации реагировать на изменения рынка
Организационные изменения: Можно проводить поэтапно; Можно провести сравнительно быстро; Требуют относительно небольших затрат; Доступны большинству менеджеров; Всегда привлекают внимание сотрудников
Элементы организации Элементы организации
Основные формы группирования: Деятельность; Конечный продукт; Клиенты или рынки; Бизнес – процессы Решения относительно группирования всегда должны соответствовать стратегии
Осуществление связей: Иерархия Координаторы Координационные группы Неформальные связи
5 шагов к улучшению организации Формулирование стратегических целей Определение критериев реорганизации Организационное оформление групп Определение механизмов связи между группами Оценка влияния новой организационной структуры
Потенциальные потери: Нарушение установившихся отношений Стресс Отвлечение руководства
Резюме: Изменение организационной структуры – эффективный способ получить стабильное преимущество над конкурентами; Идеального разрешения проблем не существует; Следует всегда привлекать сотрудников; Составить план проведения организационных изменений
Задание: 1. Составьте перечень существующих подразделений (отделов) Вашей организации. Кратко опишите функции и обязанности каждого подразделения (если существующая структура не ставит перед каждым подразделением четких задач соответствующих стратегическим целям – это явный признак необходимости проведения организационных изменений) 2. Определите пять основных организационных проблем, мешающих эффективному взаимодействию с клиентами Вашей организации