ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности
По книгам (см. на сайте www.anovikov.ru):
Проект - – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией
проекта (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект): технический, организационный, экономический, социальный, образовательный, смешанный. Класс проекта : монопроект, мультипроект, мега-проект. Программы - особо крупные проекты
Пример иерархии проектов конкретного педагога
Проект включает в себя три фазы: фаза проектирования, технологическая фаза, рефлексивная фаза
фаза проектирования включает следующие стадии: Концептуальная; 2. Моделирования системы; 3. Конструирования системы; 4. Технологической подготовки.
Концептуальная стадия состоит из этапов: - выявление противоречия; - формулирование проблемы; - определение проблематики; (определение того, чьи интересы затронет будущая система) - определение цели; Типичные ошибки: Цель – как самоцель; подмена цели средствами; смешение целей -выбор критериев. Ошибочность критериев Завершение стадии - Техническое зада
Стадия моделирования. Состоит из этапов: построение моделей; (Модель –образ будущей системы) Метод сценариев, деловые игры, мозговой штурм оптимизация моделей; (сокращение числа альтернатив и проверка моделей на устойчивость при возможных изменениях внешних и внутренних условий) выбор модели (принятие решения).
Стадия конструирования системы. Состоит из этапов: декомпозиция процесс разделения цели проектируемой системы на отдельные задачи в соответствии с выбранной моделью; агрегирование (соединение частей в целое) ; исследование условий; Мотивационные; кадровые; материально-технические; научно-методические; финансовые; организационные; нормативно-правовые; информационные. - построение програ
Построение программы Программа реализации модели – это конкретный план действий по реализации модели в определенных условиях и в установленные (определенные) сроки. Операция «определения основных вех». Детальное планирование – разработка детального графика выполнения работ по реализации системы: – все ключевые события и даты; – точную последовательность работ. - сетевое планирование
Метод «Диаграмма Ганта» Задачи
СТАДИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Стадия технологической подготовки процесса реализации спроектированной системы в практике. Она заключается в: подготовке рабочих материалов, необходимых для реализации спроектированной системы: учебно-программной документации, методических разработок, программного обеспечения, должностных инструкций исполнителей при реализации сложного проекта и т.п. ; материально-техническом обеспечении и т.д.
Технологическая фаза проекта технология – это система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной задачи.
РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА ПРОЕКТА Итоговая оценка - сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям: – достигнута цель проекта? Если нет, то почему? И какова тогда степень частичного достижения цели? – удалось ли реализовать все задачи, составляющие в совокупности поставленную цель? Какие задачи оказались нерешенными? Почему? – к каким последствиям привела реализация проекта? В чем эти последствия положительны, а в чем – отрицательны? – как повлияла реализация проекта на внутреннюю среду системы? Внешнюю среду? Чьи интересы она затронула, деформировала: обучающихся, педагогов, руководителей образовательного учреждения, родителей, общественность, органы управления образованием, экономические, социальные, культурные структуры региона и т.д.? – какой опыт приобрели участники в проектировании, реализации, оценке? Как его можно использовать в дальнейшем?
РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА ПРОЕКТА Основными методами оценки эффективности реализации проекта являются: – самооценка. В случае коллективного проекта – коллективная самооценка, получаемая в результате обсуждений, дискуссий; – экспертиза с привлечением независимых экспертов – специалистов со стороны
Проблема оптимальной частоты проектов (инноваций) В начале введения инноваций происходит временное ухудшение работы системы. Только потом начинается рост. Слишком частые инновации ведут к постоянному ухудшению работы системы
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1.ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ: ПРОЦЕССНОЕ (управление в постоянных не изменяющихся условиях) ПРОЕКТНОЕ (управление инновациями)
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В ОУ 2. ПРИНЦИП ПЕРВОГО ЛИЦА: какие-либо существенные результаты в научно-экспериментальной работе, так же как в любом новом деле, могут быть получены только если первый руководитель (директор) проявляет твердую собственную заинтересованность в этой работе
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В ОУ Задачи руководителя проекта: 1. Освоить методологию. Обучить методологии участников проекта. 2. На добровольных началах сформировать коллектив участников проекта. 3. Спланировать весь комплекс работ по проекту. Обобщить полученные результаты. 4. Спланировать и организовать внедрение полученных результатов в деятельность учебного заведения.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В ПОУ три типа стратегии: 1. Стратегия локальных изменений - отдельные инновации. Например: применение деловых игр в каком-либо предмете. 2. Стратегия модульных изменений - комплексы нововведений, не связанных или малосвязанных между собой. Например, введение нового предмета или новой специальности, комплексное методическое обеспечение отдельных предметов и т.д. 3. Стратегия системных изменений – полная реконструкция образовательного учреждения, требующая пересмотра всей его деятельности и требующая взаимосвязи всех участников проекта. Например, преобразование профессионального училища в технический лицей, техникума в колледж и т.д.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В ПОУ Три пути восполнения недостающих пробелов в общей логике построения работ: 1. Разработать недостающие материалы самим. 2. Найти недостающие материалы в передовом опыте, в научной и методической литературе, в учебно-программной документации, разработанной в других учебных заведениях и т.д. 3. Заказать проведение части необходимых работ сторонним научным организациям или отдельным научным работникам.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В ПОУ СОСТАВЛЕНИЕ БАЛАНСА ЗАДАЧ И УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Таблица: ЗАДАЧИ (1,2,3 и т.д.) / УСЛОВИЯ: мотивационные; кадровые; материально-технические; научно-методические; финансовые: организационные; нормативно-правовые; информационные.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРОЕКТА Начальный. Определение исходных позиций и разработка методики. Изучение научной и методической литературы, матери- алов передового опыта. Разработка методики исследования (3–6 месяцев). Пилотажный этап. Проведение предварительной опытно-экспериментальной работы. Уточнение методики исследования, ее экспертиза (3–6 месяцев). Основной этап. Получение, обработка и систематизация экспериментальных материалов (1–3 года). Оформление результатов. Обобщение результатов, написание статей, методических рекомендаций, разработок, отчетов и т.п. (3–6 месяцев). Внедрение. Организация работ по использованию полученных результатов всеми участниками образовательного проекта в учебном заведении (1–3 года).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности Спасибо за внимание!