Эластичность
Эластичность спроса Эластичность - степень реакции одной величины в ответ на изменение другой.Коэффициентом эластичности - это отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой.Эластичный спрос — при незначительных понижениях цены объем продаж значительно возрастает. Единичная эластичность спроса — изменение цены, выраженное в процентах, равно проценту изменения объема продаж. Неэластичный спрос — вслед за изменением цены не происходит существенного изменения продаж.
Эластичность на различных участках кривой спроса
Эластичность спроса по доходу - отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению дохода EDIизменение Q в %изменение I в % Q
Эластичность предложения показывает степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены. Эластичность предложения по цене бывает:эластичное предложениепредложение с единичной эластичностьюнеэластичное предложение
Кривые предложения с разной степенью эластичности
Теория потребительского поведения
Теория предельной полезностиПолезность — способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Благо – любой объект потребления, приносящий определенное удовлетворение потребителю, т.е. повышающий уровень его благосостояния. Предельная полезность — это полезность последней единицы потребляемого блага.
Потребительские предпочтенияПотребительский выбор — это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). Ограничения потребительского выбора:денежный доход потребителя ограничен;цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов; потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.Основные постулаты теории поведения потребителя:Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять разнообразные блага.Ненасыщаемость. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг. Он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.Транзитивность. Постоянство и определенная согласованность вкусов потребителя.Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества одного блага, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность любого блага уменьшается с увеличением общего количества, которым располагает потребитель.
Количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара, называется предельной нормой замещения: MRSxy = Y / X.
Информацию о том, какой набор потребитель считает для себя наиболее выгодным, дает линия бюджетного ограничения. Уравнение бюджетного ограничения:I = P1X + P2Y, где Р — цена блага, Х и Y — количества благ