ТЕМА 3ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Чего нельзя измерить, тем нельзя управлять. Изречение американских менеджеров Ни одно исторически важное маркетинговое решение не было принято на основании количественных данных. Джон Скалли, менеджер компании «Apple»
3.1 Общая характеристика эластичности ЭЛАСТИЧНОСТЬ чувствительность рынка к изменению цен, дохода или каких либо других показателей рыночной конъюнктуры. КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТИ (Е) степень количественного изменения одного фактора при изменении другого на 1 %; безразмерная величина, значение которой не зависит от единицах измерения объема, цен или каких-либо других параметров.
3.1 Практическое использование коэффициентов эластичности (на уровне фирмы) 1. Оптимизация ценовой политики фирмы Определение направления изменения цен в целях увеличения валовой выручки (дохода); Осуществление политики ценовой дискриминации; Оценка нефункциональных составляющих спроса;
3.1 Практическое использование коэффициентов эластичности (на уровне фирмы) 2.Анализ конкурентной среды Выявление конкурирующих и дополняющих товаров и оценка их воздействия; Количественная оценка конкурентной структуры рынка; Оценка степени рыночной (монопольной) власти
3.1 Практическое использование коэффициентов эластичности (на уровне государства) 3. Разработка программ государственного регулирования Антимонопольная политика Налоговая политики Дотационная политика Ценовое регулирование рынка Анализ территориальных бюджетов
3.2 МЕТОДЫ РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТА ЭЛАСТИЧНОСТИ… …Зависят от исходной информации и требуемой точности расчетов Формула дуговой эластичности, ПРИМЕР 1 Рост цен на учебник по экономике в интерне-магазине с 1 у.е до 1,5 у.е. снизил объем его продаж с 12 до 8 экз. в неделю. Требуется оценить чувствительность покупательского спроса к ценовому фактору (т.е. эластичность спроса по цене).
3.2 МЕТОДЫ РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТА ЭЛАСТИЧНОСТИ Формула точечной эластичности, ПРИМЕР 2 Спрос на анализируемый товар задан уравнением Qd=500-0,5P. Требуется оценить чувствительность покупательского спроса к ценовому фактору (т.е. эластичность спроса по цене), если на рынке установилась цена P=200 у.е.
3.2 МЕТОДЫ РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТА ЭЛАСТИЧНОСТИ Если коэффициент эластичности Е<0, то между рассматриваемыми факторами имеет место обратная зависимость. Цена – величина спроса (для нормальных товаров) Доход - величина спроса (для относительно худших товаров) и т.д. Если коэффициент эластичности Е>0, то имеет место прямая зависимость; Цена – величина спроса (для товаров Гиффена) Доход - величина спроса (для нормальных товаров)
Если коэффициент эластичности Е<0, то между рассматриваемыми факторами имеет место обратная зависимость. Если коэффициент эластичности Е<0, то между рассматриваемыми факторами имеет место обратная зависимость. Цена – величина спроса (для нормальных товаров) Доход - величина спроса (для относительно худших товаров) и т.д. Если коэффициент эластичности Е>0, то имеет место прямая зависимость; Цена – величина спроса (для товаров Гиффена) Доход - величина спроса (для нормальных товаров)
3.3 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ абсолютная неэластичность Е=0 абсолютная эластичность Е=∞ низкая эластичность 0 < |E| <1 единичная эластичность |E|=1 высокая эластичность |E|>1
3.4 Эластичность спроса по цене Степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1 % ФАКТОРЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА Наличие товаров заменителей Фактор времени Доля затрат на товар в бюджете покупателя Необходимость товара
3.4 Эластичность спроса по цене… …и доходы фирмы ЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС |Ed|>1 Сокращение цены вызывает увеличение совокупных доходов фирмы
3.4 Эластичность спроса по цене… НЕЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС 0<|Ed|<1 Сокращение цены приводит к уменьшению совокупных доходов фирмы
3.4 Эластичность спроса по цене… ЕДИНИЧНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА |Ed|=1 Изменение цены не оказывает влияния на совокупный доход фирмы, который достигает своего максимума.
3.5 Эластичность спроса по доходу Степень количественного изменения спроса при изменении дохода потребителя на 1 % Используется для классификации товаров на: Относительно худшие (Еd<0) Нормальные (Еd>0), в том числе Первая необходимость (0<Ed<1) Роскошь (Ed>1)
3.6 Перекрестная эластичность спроса по цене Степень количественного изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1% Используется для оценки характера взаимосвязи анализируемых товаров: Дополняющие товары (Еd<0) Нейтральные товары (Еd=0) Товары-заменители (Еd>0).
3.7 Нефункциональный спрос Спрос, обусловленный не потребительскими свойствами товара, а какими-либо другими факторами 1. Эффект массового потребления Эффект сноба Эффект показательного потребления 2. Спекулятивный спрос 3. Нерациональный спрос
3.8 Эластичность предложения по цене Степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%
3.9 Факторы эластичности предложения по цене Степень загруженности производственных мощностей Характер предлагаемых к реализации товаров и услуг Технология производства и ее гибкость Возможности хранения изготовленной продукции
3.9 Факторы эластичности предложения по цене 5. Минимальный объем затрат на расширение производства 6. Конъюнктура рынка 7. Фактор времени Краткосрочный Среднесрочный Долгосрочный
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 3 В одной из своих работ известный американский экономист Майкл Портер приводит причины неэластичного спроса по цене со стороны потребителей. Письменно прокомментируйте эти факторы и дайте примеры по рынку вашей компании.