Глава 2. Экономика домохозяйства 8. Экономические функции домохозяйства
Домохозяйство (household) — совокупность физических лиц, проживающих совместнои обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства.
Виды домохозяйств Частные домохозяйства — категория домохозяйств, часто совпадающаяс понятием «семья», под которой в экономике понимают членов домохозяйства, связанных родством. Институциональные/коллективные домохозяйства — группа лиц, не связанных родством, которые долгое время живут вместе и не могут самостоятельно принимать решения об использовании заработанных совместно средств.
Домохозяйство — это семья Микеланджело (1475—1564) Святое семейство, 1504. Дерево, масло. Уффици, Флоренция
Домохозяйство — заключенные в тюрьме К. Флавицкий (1830—1886) Княжна Тараканова, 1864 г., холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Домохозяйство — монахив монастыре С. Ладанов, 2004. Соловецкий монастырь в лучах заката. Святое озеро. Отражение. Вечер. http://ladanov.nm.ru/index.htm
Экономические функции домохозяйства потреблять товары и услуги, произведенные предприятиями; производить товары и услуги для собственного потребления или продажи на рынке; воспроизводить и формировать человеческий капитал и поставлять труд на рынок факторов производства.
Домохозяйство-потребитель Потребление (consumption) — использование товаров и услугдля удовлетворения индивидуальныхи коллективных потребностей. Потребительские товары (consumergoods) — товары, которые непосредственно удовлетворяют потребности человекаи полностью уничтожаются в процессе потребления.
Предметы потребления по характеру удовлетворяемых потребностей: продукты питания, одежда и обувь; жилье, вода, электричество, газ и другое топливо; мебель, предметы домашней обстановкии утвари, ремонт жилья; транспортные услуги; услуги в сфере здравоохранения, образования, культуры, связи и т.д.;
Предметы потребления по характеру потребляемых товаров: потребительские товары немедленного использования — продукты питания, топливо, лекарства, т.е. все, что потребляется сразу; потребительские товары длительного пользования — жилье, мебель, автомобили, т.е. то, что потребляется (изнашивается) в течение ряда лет; потребительские услуги —здравоохранение, транспорт, развлечения.
Эгоизм и альтруизм Эгоизм (от лат. ego — я) — моральный принцип жизненной ориентации и поведения личности, предполагающий предпочтение собственных интересов интересам других членов общества. Модель поведения человеказа пределами своего домохозяйства. Альтруизм (от лат. alter — другой) — моральный принцип жизненной ориентациии поведения личности, основанныйна способности человека бескорыстно жертвовать личными интересами ради блага других. Модель поведения человека внутри своего домохозяйства.
Домохозяйство-производитель производство домохозяйства не требует регистрации в качестве фирмы, т.е. самостоятельного юридического лица, отдельного от его владельцев; факторы производства находятся во владении членов домохозяйства, а не их предприятияили фирмы; домохозяйство как таковое не может вступитьв договорные отношения с другими предприятиями; это могут сделать только отдельные члены домохозяйства, заключив, например, договорна аренду жилья; владельцы домашнего предприятия полностью отвечают по своим обязательствам личным имуществом.
Формы домашнего предприятия Рыночные домашние предприятия осуществляют производстводля продажи на рынке. Нерыночные домашние предприятия осуществляют производстводля личного конечного потребления.
Домохозяйство — поставщик труда Человеческий капитал (human capital) — воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыкови мотиваций В. МУХИНА Рабочий и колхозница. 1937. Бронза. Гранит
Формирование человеческого капитала Создание условий для производства человеческого капитала — формированиеи использование семейного бюджета, ведение домохозяйства. Воспроизводство человеческого капитала — семьи рождают детей, воспроизводя тем самым людские ресурсы, включают ихв социальную систему путем воспитания, образования, приобщения к культуре. Реализация человеческого капитала — участие индивидуальных членов домохозяйств в рыночном производстве, ведении домашнего хозяйства, организации семейного бизнеса.
Формы обучения Формальное обучение — это получение среднего, специального и высшего образования, получение второго образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучениев магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальное обучение — это самообразование человека путем изучения специальной литературыи информации, участия в профессиональных ассоциациях и клубах, поддержания контактовс коллегами по специальности, например, через Интернет, участие в конкурсах, конференциях, семинарах и т.п.
Экономический потенциал домохозяйства недвижимость — земельный участок (приусадебный, дачный, под строениями), здания и сооружения (приватизированная квартира, дача, дом, гараж, подсобные помещения); капитальные активы — машины и оборудование чисто производственного назначения (например, личный грузовик, трактор, станок) и рабочий скот; финансовые активы — денежные вклады в банке, ценные бумаги (акции, облигации), наличные деньги, другие активы, которые можно быстро превратитьв деньги (драгоценности, произведения искусства); имущество — потребительские товары длительного пользования, которые можно использовать и в целях личного потребления, и в целях производства (например, легковой автомобиль, компьютер).
Личное подсобное хозяйство — форма деятельности домохозяйствпо производству и переработке сельскохозяйственной продукции: приусадебные участки — сельскохозяйственное производствона полевых и приусадебных участках сельских жителей; дачные участки — садово-огородная деятельность городских жителей.
Выводы (1) Основные функции домохозяйства заключаются в: потреблении товаров услуг, производстве товаров и услуг, воспроизводстве человека и труда.
Выводы (2) Как потребители члены домохозяйства используют товары и услуги для удовлетворения индивидуальныхи коллективных потребностей. За пределами домохозяйства его члены в основном эгоисты, максимизирующие полезность для себя лично. В рамках домохозяйства его членыв основном альтруисты, бескорыстно заботящиеся о благе ближних.
Выводы (3) Как производители домашние хозяйства могут производить товары и услуги для продажи на рынке, для собственного потребления. Как поставщики труда домохозяйства воспроизводят человеческий капитал.