Глава 2. Экономика домохозяйства 12. Рынок труда
Рынок труда (labor market) — сфера устойчивого обмена услуг труда на заработную плату между продавцамии покупателями.
Особенности рынка труда На рынке труда продаются и покупаются только услуги труда, а не сами работники. Рынок труда очень разнородный: спрос предъявляется на трудовые услуги разного уровня квалификации и различается по своей географии. Приобретение услуги труда подразумевает возникновение длительных отношений между покупателем и продавцом. Зарплата — цена услуг труда — является наименее гибкой из всех цен в экономике.
Экономически активное население (рабочая сила, labor force) — часть населения, способная к участиюв производительном труде. Рабочая сила состоит из: занятых (employed) безработных (unemployed)
Занятые все, кто выполняет оплачиваемуюи неоплачиваемую работу по найму, приносящую доход; лица, которые временно отсутствуютна работе (по болезни, уходу за ребенком и пр.); лица, работающие на семейных предприятиях; лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услугдля реализации на рынке.
Безработные — проживающие на территории страны трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), ищущие работу и зарегистрированные в центре занятости по месту жительства; готовые приступить к работе.
Спрос на труд (demand for labor) — объем услуг труда, который производители готовы приобрести при существующих ценах на труд. Цена услуг труда — это зарплата.
Предельный продукт труда Предельный продукт труда (marginal product of labor, MPL) — увеличение объема производства в результате найма дополнительного работника. Стоимость предельного продукта труда (value of marginal product of labor, VMPL) — произведение предельного продукта труда на его цену.
Правила спроса на труд Спрос на труд растет, и фирмы нанимают работников, если доход от предельного продукта труда больше зарплаты. Спрос на труд сокращается, и фирмы увольняют работников, если доход от предельного продукта труда меньше зарплаты. Когда доход от предельного продукта труда равен зарплате, фирма максимизирует прибыльи предъявляет максимальный спрос на труд.
Предложение труда (supply of labor) — объем услуг труда, который домохозяйства готовы предложить на рынок при существующих зарплатах.
Факторы, влияющиена предложение труда Размер трудовых ресурсов Миграция населения Уровень зарплаты Предпочтения между трудом и досугом
Предложение труда
Заработная плата (wage, salary) — вознаграждениев денежной или натуральной форме, которое выплачивается наемному работникуза использование его труда.
Равновесие на рынке труда Функции спроса на труд со стороны одной фирмы и в экономике в целом одинаковы. Функции предложения труда домохозяйствам и экономике в целом различны. Зарплата равна стоимости предельного продукта труда.
Равновесие на рынке труда
Карта мира — трудовые ресурсы
Стимулирование труда Компенсационный пакет (compensation package) — совокупность вознаграждений, которые предоставляются наемному работнику. Базовая зарплата (base salary) — гарантированная компенсация работникуза его труд. Бонусы (bonuses) — побудительные выплатыв форме дополнительного вознагражденияза результативность труда. Бенефиты (benefits) — социальные пособия работникам, не связанные с количествоми качеством их труда.
Леон Вальрас (1815—1910), швейцарский экономист, создал модель общего равновесияв экономике. В книге “Элементы чистой экономики” (1874) построил систему уравнений общего конкурентного равновесия и доказал существование ее решения. "Чистая политическая экономия — это, по существу, теория определения цен при гипотетическом режиме совершенной свободной конкуренции".
Вильфредо Парето (1848—1923), итало-швейцарский экономисти социолог. Автор "Курса политической экономии" (1897), в котором развил идею общего равновесия. Парето-оптимум (Pareto-optimum) —состояние экономики,при котором достигается максимальный уровень благосостояния и общество признает распределение доходов и ресурсов эффективными справедливым.
Выводы (1) Рынок труда — это сфера устойчивого обмена между продавцами услуг труда и их покупателями за заработную плату. Население, участвующее на рынке трудав качестве продавца или покупателя, считается экономически активным. Те, кто находит работу, становятся занятыми, остальные остаются безработными. Спрос на труд — это объем услуг труда, который производители готовы приобрести при существующих ценах на труд (зарплатах).
Выводы (2) Предложение труда — это объем услуг труда, который домохозяйства готовы предложить на рынок при существующих ценах на труд (зарплатах). Равновесие на рынке трудапоказывает количество работников, которые будут наняты, и уровень их заработной платы — материального вознаграждения наемному работникуза использование его труда.