Урок по экологии Становление и развитие экологического права в России.
Доказать, что конечная цель охраны природной среды - сохранение человека как биологического и социального существа. Доказать, что конечная цель охраны природной среды - сохранение человека как биологического и социального существа.
Цели урока: Объяснить, почему необходимо изучать экологическое право Рассказать, где используют экологическое право Изучить принципы охраны окружающей среды Познакомиться с историей российского экологического законодательства Познакомиться с Международными природоохранительными организациями
Древняя Русь 1.«Русская Правда» 2. «Соборное Уложение»
Портрет Петра I и Карта Лосиного Острова
Советская Россия 1. Декрет «О земле» 2. Декрет «Об охране парков»
Аральское море
Вывод: Т.О мы видим, что на протяжении 10 веков, государство задумывалось о проблемах охраны окружающей среды.
Экология – это наука о взаимоотношениях человека с окружающей его средой Термин экология ввёл в науку в1868 году учёный Э.Геккель
Предмет изучения экологического права.
Работа в группах. Класс разбивается на четыре группы. Учащиеся работают с документами: Конституцией РФ (ст.9, 42, 72) и Законом об охране окружающей среды.
Вопросы: Какие экологические права граждан отражены в Конституции РФ? Почему так важно, чтобы экологическое право нашло отражение в Конституции РФ, т.е. имело бы высшую юридическую силу? Какие принципы природоохранной деятельности содержит Закон об охране? Какое значение, с точки зрения экологического законодательства имеет закон об охране природы?
Вывод: Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, но решить экологические проблемы невозможно без участия каждого гражданина страны
Принципы охраны окружающей среды
Вывод: С точки зрения экологического права человек является, как субъектом воздействия на окружающую среду, так и объектом воздействия и объектом охраны.
Международные природоохранительные организации.
Вывод: Нужно понимать, что у природы нет границ и поэтому сохранить её можно только сообща, всем миром.
Решение эколого – правовых задач №1.Химический завод, построенный в своё время на окраине городов, оказался в центре жилого массива. Карбидное производство завода и цех извести выбрасывают в окружающую среду большое количество пыли и газов, загрязняя воздух жилого района. Комиссия установила, что технология производства и очистные сооружения завода устарели и нуждаются в коренной реконструкции. Какие меры охраны окружающей среды и здоровья населения могут быть приняты в данной ситуации с точки зрения действующего законодательства РФ?
№2. Завод «Белкозин», имея совершенную систему очистки отходов производства, неоднократно сбрасывал неочищенные сточные воды в водоёмы общего пользования, причиняя вред здоровью и окружающей среде. Проверка показала, что сброс сточных вод производился с ведома и согласия руководства предприятия в интересах получения прибыли. 1.Назовите меры юридической ответственности. 2.Какие меры материального стимулирования охраны среды надо усилить, чтобы устранить подобные ситуации. 3.Сделайте общий вывод.
Вывод урока. Экологическое право – важнейший раздел экологии, который нужно изучать. Экологическая безопасность – это важная часть общенациональной безопасности.
Домашнее задание: Попробуйте написать свой закон об охране окружающей среды в вашем городе, дворе или доме. Подумайте, какие аспекты будет освещать этот закон, на кого он будет ориентирован, что разрешать, что запрещать, кто и как будет контролировать его выполнение.