Основные механизмы экологизации экономики. Оптимум сокращения выбросов Основные механизмы экологизации экономики. Оптимум сокращения выбросов Принципы расчета платежей за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов Финансирование природоохранных мероприятий
Платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух Платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения - промышленными предприятиями (в пределах допустимых нормативов, в пределах лимитов, сверх установленных лимитов) передвижными источниками загрязнения - автотранспортом (за допустимые выбросы, за превышение допустимых выбросов) Платежи за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (в пределах допустимых нормативов, в пределах лимитов, сверх установленных лимитов) Платежи за размещение и складирование отходов
Ввести с 1 января 2014 г. повышающие коэффициенты к действующему уровню платежей. Для временно разрешенных нормативов — 25-кратный коэффициент к действующему уровню платежей, а для воздействия сверх разрешенного — стократное увеличение размеров платежей. Ввести с 1 января 2014 г. повышающие коэффициенты к действующему уровню платежей. Для временно разрешенных нормативов — 25-кратный коэффициент к действующему уровню платежей, а для воздействия сверх разрешенного — стократное увеличение размеров платежей. Возможные последствия решения: Добывающим компаниям при коэффициенте 25 придется отдать 0,79% от чистой прибыли против нынешних 0,34%. Больше всех пострадают производители целлюлозы: при коэффициенте 100 им придется отдавать 18,82% прибыли.
1990 г. – эксперимент в 28 городах и регионах 1990 г. – эксперимент в 28 городах и регионах 1991 -1992 – постановление о внедрении платежей (№13;№632) 1993 -2000 – инфляция, работа экологических фондов 2001 - ликвидация экологических фондов 2002 – прекращение взимания платежей 12.06 2003 – принятие новых нормативов, восстановление действия механизма
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 .(с изменениями от 14 июня 2001 г.) Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 .(с изменениями от 14 июня 2001 г.) http://base.garant.ru/10102370/ Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г. (с изменениями от 15 февраля 2000 г.) http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=25895 О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344. http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=42740 Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений. Утв. Госкомэкологии РФ 6 сентября 1999 г.
возмещения затрат, связанных с компенсацией воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ; возмещения затрат, связанных с компенсацией воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ; стимулирования снижения или поддержания выбросов и сбросов в пределах нормативов; стимулирования осуществления затрат на проектирование и строительство природоохранных объектов.
в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ (ПДВ); в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ (ПДВ); в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов) (ВСВ); за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды. Источники платежей за загрязнение окружающей природной среды: платежи в пределах допустимых нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов в пределах лимитов - за счет себестоимости продукции (работ, услуг); платежи за превышение допустимых нормативов и лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов - за счет прибыли остающейся в распоряжении природопользователей.
предельно допустимый выброс (ПДВ) - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов; предельно допустимый выброс (ПДВ) - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов; временно согласованный выброс (ВСВ) - временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально - экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса
Формы: № 2-ТП-воздух, №2-ТП-водхоз и № 2-ТП-отходы. Формы: № 2-ТП-воздух, №2-ТП-водхоз и № 2-ТП-отходы. Принципы заполнения форм отчетности Природопользователи сами определяют фактический выброс (сброс, размещение отходов) за квартал на основе результатов анализов, регистрируемых в журналах учета Заполнение форм отчетности на основе балансовых расчетов Особенности системы мониторинга
1.1. Плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные ПДВ, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ. 1.1. Плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные ПДВ, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ. n Пн атм = SUM Снi атм * Мi атм при Мi атм <= Мнi атм (1), где i=1 i - вид загрязняющего вещества (i = 1,2,3...n); Пн - плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов (руб.); Снi атм - ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов выбросов (руб.); Мi атм - фактический выброс i-го загрязняющего вещества (т) Мнi атм - предельно допустимый выброс i-го загрязняющего вещества (т); Снi атм = Нбнi атм * Кэ атм (2), где: Нбнi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов (руб.); Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе.
1.2. Плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ. 1.2. Плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ. n Пл атм = SUM Слi атм * (Мi атм - Мнi атм) i=1 при Мнi атм < Мi атм <= Млi атм (3), где: i - вид загрязняющего вещества (i = 1...n); Пл атм - плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (руб.); Слi атм - ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.); Мi атм - фактический выброс i-го загрязняющего вещества (т); Мнi атм - предельно допустимый выброс i-го загрязняющего вещества (т); Млi атм - выброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т). Слi атм = Нблi атм * Кэ атм (4), где: Нблi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.); Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе.
Плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. Плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. n Пол атм = 5 SUM Слi атм * (Мi атм - Млi атм) (5) i=1 при Мi атм > Млi атм, где: i - вид загрязняющего вещества (i = 1,2...n); Пол атм - плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ (руб.); Слi атм - ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.); Мi атм - фактический выброс i-го загрязняющего вещества; Млi атм - выброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т). Слi атм = Нблi атм * Кэ атм (4), где: Нблi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.); Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе
Для стимулирования снижения уровня загрязнения окружающей среды увеличиваются: Для стимулирования снижения уровня загрязнения окружающей среды увеличиваются: 1) Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы увеличивается в 2 раза для природопользователей, расположенных: в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях эколого-курортных регионах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции. 2) Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха увеличивается в 1,2 раза для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров.
П атм = Пн атм + Пл атм + Пол атм
П = (Пн + Пл + Псл) х К П = (Пн + Пл + Псл) х К Пн = Мн х N Пл = (Мл – Мн) х 5N Псл = (Мф – Мл) х 25N
Засчитываться в общих платежах природопользователя могут затраты на выполнение следующих видов воздухоохранных мероприятий: Засчитываться в общих платежах природопользователя могут затраты на выполнение следующих видов воздухоохранных мероприятий: 1) Установка газопылеулавливающих устройств, предназначенных для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов, отходящих от технологических агрегатов и из вентиляционного воздуха перед выбросом в атмосферу. 2) Строительство опытно-промышленных установок и цехов по разработке методов очистки отходящих газов от вредных выбросов в атмосферу. 3) Оснащение двигателей внутреннего сгорания нейтрализаторами для обезвреживания отработавших газов, создание станций (служб) регулировки двигателей автомобилей с целью снижения токсичности отработавших газов, систем снижения токсичности отработавших газов, создание и внедрение присадок к топливам, снижающих токсичность и дымность отработавших газов и др. 4) Создание автоматических систем контроля за загрязнением атмосферного воздуха, оснащение стационарных источников выброса вредных веществ в воздушный бассейн приборами контроля, строительство, приобретение и оснащение лабораторий по контролю за загрязнением атмосферного воздуха. 5) Установка устройств по дожигу и другим методам доочистки хвостовых газов перед непосредственным выбросом в атмосферу. 6) Оснащение установками для утилизации веществ из отходящих газов. 7) Приобретение, изготовление и замена топливной аппаратуры при переводе на сжигание других видов топлива или улучшение режимов сжигания топлива.
- плату за допустимые выбросы; - плату за допустимые выбросы; - плату за выбросы, превышающие допустимые.
r Пн транс = SUM Ye * Те , где: e=1 Пн транс - плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников (руб.); е - вид топлива (е = 1,2...r); Ye - удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1 тонны е-го вида топлива (руб.); Те - количество е-го вида топлива, израсходованного передвижным источником за отчетный период (т).
Бензин этилированный АИ 93 38.0 А 76, 72 25.0 Бензин неэтилированный АИ 93 10.0 А 76, 72 11.0 Дизельное топливо 21.0 Сжатый природный газ 9.0 Сжиженный газ 11.0
p p Псн транс = 5 SUM Пнj * dj (9), где: j=1 Псн транс - плата на превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников (руб.); j - тип транспортного средства (j = 1,2...p); Пнj - плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ от j-го типа транспортного средства (руб.); dj - доля транспортных средств j-го типа не соответствующих стандартам. Определяется как соотношение количества транспортных средств, не соответствующих требованиям стандартов, к общему количеству проверенных транспортных средств.
100% - для предприятий с числом ТС до 20 единиц; 50% - для предприятий с числом ТС до 50 единиц; 30% - для предприятий с числом ТС до 100 единиц; 20% - для предприятий с числом ТС до 500 единиц; 10% - для предприятий с числом ТС свыше 500 единиц;
Сброс в поверхностные водные объекты и на городские коммунальные очистные станции Сброс в поверхностные водные объекты и на городские коммунальные очистные станции Особенности системы мониторинга
платы за размещении отходов в пределах установленных лимитов, платы за размещении отходов в пределах установленных лимитов, платы за сверхлимитное размещение отходов
Размер платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы с учетом вида размещаемого отхода (нетоксичные, токсичные) на массу размещаемого отхода и суммирования полученных произведений по видам размещаемых отходов. Размер платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы с учетом вида размещаемого отхода (нетоксичные, токсичные) на массу размещаемого отхода и суммирования полученных произведений по видам размещаемых отходов. n Пл отх = SUM Слi отх * Мi отх при Мi отх <= Млi отх, где: i=1 Пл отх - размер платы за размещение i-го отхода в пределах установленных лимитов (руб.); Слi отх - ставка платы за размещение 1 тонны i-го отхода в пределах установленных лимитов (руб.); Мi отх - фактическое размещение i-го отхода (т, куб.м.); i - вид отхода (i = 1, 2, 3 ...n); Млi отх - годовой лимит на размещение i-го отхода (т, куб.м); Слi отх = Нблi отх * Кэ отх (18), где: Нблi отх - базовый норматив платы за 1 тонну размещаемых отходов в пределах установленных лимитов (руб.); Кэ вод - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости почв в данном регионе.
Размер платы за сверхлимитное размещение токсичных и нетоксичных отходов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы размещаемых отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам размещения отходов. Размер платы за сверхлимитное размещение токсичных и нетоксичных отходов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы размещаемых отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам размещения отходов. n Пол отх = 5 SUM Слi отх * (Мi отх - Млi отх) при i=1 Мi отх > Млi отх, где: Пол отх - размер платы за сверхлимитное размещение отходов (руб.); Слi отх - ставка платы за размещение 1 тонны i-го отхода в пределах установленных лимитов (руб.); Мi отх - фактическое размещение i-го отхода (т, куб. м); Млi отх - годовой лимит на размещение i-го отхода (т, куб. м); Слi отх = Нблi отх * Кэ отх (18), где: Слi отх - ставка платы за размещение 1 тонны i-го отхода в пределах установленных лимитов (руб.); Нблi отх - базовый норматив платы за 1 тонну размещаемых отходов в пределах установленных лимитов (руб.); Кэ вод - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости почв в данном регионе.
1. Отходы I класса опасности тонна 1739,2 1. Отходы I класса опасности тонна 1739,2 (чрезвычайно опасные) 2. Отходы II класса опасности тонна 745,4 (высокоопасные) 3. Отходы III класса тонна 497 опасности (умеренно опасные) 4. Отходы IV класса опасности тонна 248,4 (малоопасные) 5. Отходы V класса опасности (практически неопасные): добывающей промышленности тонна 0,4 перерабатывающей куб. метр 15 промышленности
Источники: Источники: Бюджет разных уровней; Внебюджетное финансирование; Собственные средства предприятий. Направления использования средств: Целевые природоохранные программы и мероприятия Финансирование НИОКР Экологические услуги
Формировался за счет платежей за загрязнение, штрафов, добровольных пожертвований. Формировался за счет платежей за загрязнение, штрафов, добровольных пожертвований. Распределение средств 10:30:60
«Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» от 26 января 1993 года (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 15 февраля 2000 года №77) «Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» от 26 января 1993 года (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 15 февраля 2000 года №77) Постановления №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» 28 августа 1992 Постановление Правительства РФ №344 от 12 июня 2003 года А.А. Голуб, Г.В. Струкова. Экономика окружающей среды и природных ресурсов/ М.:2003. – гл.4 Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году» - http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1101 Задание Подобрать пример платежей предприятия за выбросы загрязняющих веществ (сбросы, размещение отходов)