Экологический контроль в России: состояние, проблемы, возможности общественного участия С.В.Симак Международный социально-экологический Союз Белокуриха, 2011 900igr.net
Экологический контроль Зачем и кому он нужен?
Людям – право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции). Бизнесу – ведение хозяйственной деятельности в благоприятных условиях, а также обеспечение равных условий хозяйствования Государству – обеспечение экономических интересов государства и для выполнения своих обязательств перед населением
При чем здесь Совет? Конституция РФ: одна из 3 конституционных обязанностей граждан России – участие в охране окружающей среды (ст. 58). Статья 42 Конституции – гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением
Однако ни реальное обеспечение права на благоприятную окружающую среду, ни развитие гражданского общества без эффективного контроля соблюдения экологического законодательства и создания эффективных институтов гражданского участия невозможно
Система экологического контроля (надзора) в РФ (ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 63, 68) Государственный Производственный Общественный
Система экологического контроля в РФ Производственный – «для внутреннего пользования» Для обеспечения общественных интересов важен именно внешний контроль (государственный, общественный)
Современное реальное состояние экологического контроля Государственный надзор Управление экологического надзора министерства природопользования Самарской области – 11 инспекторов. Управление Росприроднадзора – 14 инспекторов. Самарская межрайонная природоохранная прокуратура – 4 следователя.
Государственный надзор Население Самарской области - 3 млн. 200 тыс. 37 муниципальных образований 30 000 предприятий, зарегистрированных в налоговых органах
Несанкционированные свалки Незаконные порубки Захват берегов водоемов Незаконные карьеры Режим особо охраняемых природных территорий Захват земельных участков и мн. др…. Предмет контроля
По экспертным оценкам, латентность экологических правонарушений в России составляет более 95%
Не предусмотрен федеральным законодательством Муниципальный экологический контроль
Закон Самарской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды» Муниципальный уровень
Преимущества: реализуется теми, кто сам больше всего заинтересован в наведении порядка – гражданами. не требует значительных затрат отсутствуют количественные ограничения не подпадает под ограничения ФЗ №294. является формой развития реального гражданского общества Общественный экологический контроль
Получение информации (опосредованный) Общественные экспертизы и ОВОС (превентивный) Прямой контроль Формы общественного контроля
через: личное участие граждан в поддержании и восстановлении (экологической) законности и (экологического) правопорядка влияние граждан на принятие решений развитие партнерских отношений общественности как с государственными и муниципальными структурами, так и с бизнесом самоорганизацию общественной активности в конструктивных формах избавление от иждивенческой психологии Общественный контроль - форма развития реального гражданского общества
Оптимальная система экологического контроля Общественный Муниципальный уровень* Государ- ственный *С учетом федерального и регионального законодательства
за 5 лет: провели более 1200 рейдов, выявили более 1000 экологических правонарушений, добились устранения более 600 из них Общественная экологическая инспекция Самарского социально-экологического Союза
Общественная экологическая инспекция Самарского СоЭС
общественный экологический контроль – это «полуконтроль». отсутствие правового статуса и правовой защиты общественных экологических инспекторов. отсутствие минимально необходимых средств для создания условий развития общественного экологического контроля отсутствие лабораторной базы Проблемы общественного экологического контроля
Предложение: разработка и принятие административных регламентов, обязывающих должностные лица всех органов, осуществляющих государственный и муниципальный контроль и надзор (в том числе МВД, прокуратуры, ОМС), взаимодействовать с общественным контролем; с обязательной ответственностью за непринятие мер. Возможные пути решения проблемы №1 («полуконтроль»)
Обратиться к руководству МВД РФ с предложением рассмотреть вопрос о взаимодействии с НКО, осуществляющими общественный экологический контроль, в том числе с использованием механизмов ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", в случае его принятия ГД РФ. Предложить ГД РФ разработать и принять ФЗ «Об общественном экологическом контроле» Возможные пути решения проблемы №2 (статус и защита)
руководству специально уполномоченных органов по охране окружающей среды РФ, субъектов РФ создавать условия для развития ОЭК, в том числе используя возможности ФЗ N 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» Возможные пути решения проблем 3 и 4 (ресурсы)
Опасность! «Экологический» рэкет СРО?
Благодарю за внимание С.В.Симак