Творческий отчет по теме: «Игра как метод экологического воспитания дошкольников». Воспитатель МДОУ д\с КВ № 4 «Росинка» Генрих Ирина Владимировна 900igr.net
Актуальность темы: Проблемы: Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.
Научно-методические обоснования актуальности темы: Первый аспект Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.
Научно-методические обоснования актуальности темы: Второй аспект Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра – это прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Всё, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик. «Экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу». С. Н.Николаева.
Научно-методическая литература: С. Н. Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников. С. Н. Николаева. Юный эколог – программа и условия её реализации в детском саду. С. Н. Николаева Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. В.В. РыньковаТ. В. Юдина. Азбука экологического воспитания. В. В. Смирнова. Н. И. Балуева . Тропинка в природу. А. И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.
Гипотеза педагогического исследования: Используя игру как основной метод экологического воспитания дошкольников, я буду содействовать в более успешном овладении ими знаниями, накоплению у них эмоционально–позитивного опыта общения с природой, воспитанию бережного отношения к ней. Объект исследования: процесс формирования экологических знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: использование игры как основного метода формирования экологических ЗУН дошкольников.
Цель исследования: Доказать, что метод игры является наиболее эффективным в экологическом воспитании дошкольников.
Задачи: изучение методики С. Н. Николаевой «Игра как метод экологического воспитания»; подбор и систематизация экологических игр; составление перспективного планирования работы по экологическому воспитанию детей 2-7 лет с использованием игр; создание развивающей среды (приобретение и изготовление необходимых для работы с детьми экологических игр, игрушек, муляжей, фруктов, овощей и наглядного материала; оформление уголка природы); применение разнообразных экологических игр в работе с детьми; диагностика динамики уровня сформированности экологических ЗУН.
Направления работы в рамках методической темы: 1. Создание развивающей экологической среды 2. Работа с детьми 3. Работа с родителями
Предметно-развивающая экологическая среда (уголок природы) Мини- огород Коллекция семян Экологи-ческие игры Мини-лабора-тория Игрушки-аналоги, муляжи овощей и фруктов
Работа с детьми: Игра ИОС- с литературными персонажами ИОС- типа путешествия Сюжетно- ролевые Игры с правилами ИОС- с игрушками- аналогами
Экологические игры: Игры с правилами: «Кто потерялся?», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «Две корзины», «Что будет, если?», «Птицы, рыбы, звери», «Цепочка», «Воздух, земля, вода», «Летает, плавает, бегает»,«Угадай правило» и др. Сюжетно-ролевые игры: «Больница для животных», «Магазин «Фрукты и овощи»», «Лесная аптека» и др. Игровые обучающие ситуации-«путешествия»: «Поездка в зоопарк», «Прогулка в лес», «Посещение выставки картин о природе», «Поездка в деревню к бабушке» и др. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами: «Рыбки живые и игрушечные», «Живая кошка и игрушечный котёнок», «Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу», «Грибы-красавцы лесные» и др. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами: «Карлсон выращивает овёс на крыше», «Карлсон выращивает зелёный лук», «Айболит осматривает комнатные растения», «Колобок отправляется в лес», «Чиполлино учит детей выращивать картофель» и т. д.
Работа с родителями: Привлечение к оформлению развивающей среды группы Родительские собрания в форме развлечения, игр Детско–родительские выставки рисунков Привлечение родителей к участию в экологических выставках Участие в утренниках Индивидуальные беседы, консультации Стендовые консультации
Оценка результатов исследования: Для диагностики уровня сформированности экологических ЗУН я использовала метод индивидуальной беседы, включающий в себя три части (по С.Н.Николаевой): В первой выявляются представления ребёнка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма. Во второй акцент делается на изучение представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии. В третьей - выявляются представления о приспособлении живых существ к различным средам обитания. В итоге для составления диагностической таблицы мною были выделены следующие критерии: -представления о сезонных изменениях; -представления о домашних животных; -представления о диких животных; -знания деревьев и кустарников; - знания об особенностях родного края; -знания об овощах и фруктах; -умение называть предметы окружения, их назначения и свойства; -бережное отношение к природе; -навыки ухода за растениями и животными; -знания о правилах поведения в природе; -знание экологических игр.
2001-2002 учебный год 2005-2006 учебный год Высокий уровень Сформированности у детей экологических ЗУН 27 % 50% Средний уровень сформированности у детей экологических ЗУН 40% 40%
Результатами педагогической деятельности по экологическому воспитанию дошкольников считаю: мои воспитанники научились: Понимать свою роль в окружающем мире. Осознавать последствия своих действий во взаимоотношении с природой. Имеют представления о законах природы. Знают экологические особенности родного края. Знают множество разнообразных игр, самостоятельно могут их организовывать. Дети приобрели навыки бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира, в том числе и навыки по уходу за ними. У детей сформирована произвольная регуляция поведения через выработку умения соблюдать правила игры. Между детьми укрепились дружеские взаимоотношения, дети научились работать совместно, стали более доброжелательны. Вывод: Таким образом, по результатам диагностики видно, что использование игрового метода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний, умений и навыков.