Экологическая политика
В теории Экологическая политика является аспектом устойчивого развития, предполагающим учет экологического фактора в развитии общества. Основная направленность экологической политики - разработка и воплощения механизма ответственности субъектов в экологической сфере. интересы производственного роста и экологической ответственности не всегда совпадают; их конфликт часто приводит к снижению эффективности управления в целом и экологического и социального менеджмента в частности.
Подходы к экологической ответственности во временной перспективе. Ретроспективный вариант (традиционный) Экологическая ответственность как инструмент нормативно-правового регулирования, предполагающий возмещение (компенсацию) ущерба окружающей среде вследствие загрязнения, причиненного техногенной деятельностью экономического субъекта. Подход направлен на устранение последствий неэффективной экологической деятельности.
Право экологической ответственности Юридический аспект свод правил, который устанавливает, при каких условиях и в каком объеме виновник внешнего негативного эффекта должен возместить ущерб потерпевшему лицу.
ответственность за вину ответственность за вину
Ответственность за вину предусматривает возмещение потерпевшему ущерба, возникшего в результате недобросовестных действий загрязнителя. требуемый уровень «добросовестности» определяется посредством установления и соблюдения определенного лимита загрязнений. загрязнение в пределах установленного ограничения не обязывает загрязнителя возмещать ущерб, т.к. он не действует как виновный. если в действиях загрязнителя отсутствует вина, то он освобождается от ответственности. пострадавшие от загрязнения сами должны нести затраты по компенсации ущерба.
Ответственность за опасность загрязнитель несет ответственность независимо от вины за любой вред, который он нанес. ориентированность на полное возмещение ущерба пострадавшему, который в данном случае находится в более благоприятной ситуации в сравнении с условиями первой модели.
Сопоставимость форм ответственности при переходе от отдельного загрязнителя к загрязняющей отрасли При ответственности за опасность предполагается полное покрытие ущерба Влияет на все компании отрасли посредство установления отраслевой цены продукции, в которую будут отражены внешние издержки. Это означает повышение долгосрочной отраслевой цены продукции при ответственности за вину, где экологический ущерб не должен покрываться компенсационными механизмами, как в случае ответственности за опасность Более высокая цена отраслевого продукта при ответственности за опасность ведет к тому, что уровень производства оказывается ниже, чем при ответственности за вину При прочих равных условиях это способствует меньшему уровню загрязнений по отрасли.
Оценка загрязнителем величины ущерба недооценка ущерба (дисконтирование ущерба)
Мотивация деятельности нефтяных компаний в регионе Руководство нефтяных компаний (экономическая ориентация) повышение репутации бизнеса в регионе; возможность продвигать корпоративные интересы, не встречая противников в лице региональной общественности.
Механизм экологического страхования: реализация права ответственности
Механизм предотвращения негативного влияния на экологическую среду
Оценка экологического риска
Анализ и управление риском Возможности: позволяет уйти от предположения об отсутствия у страховой компании возможности наблюдать за уровнем добросовестности потенциального загрязнителя. оценить уровень и качество мероприятий по снижению и предотвращению риска; определить перечень эффективных мер, подтверждаемых договором страхования.
Страхование экологических рисков Возможности: объединяет ресурсы компаний рисковых секторов экономики в целях компенсации вероятных убытков, обусловленных аварийным загрязнением окружающей природной среды, рассредоточивает риск во времени и в пространстве.
Самострахование Возможности: потенциальный виновник берет на себя покрытие части ущерба деятельность по снижению рисков не столько затратна, сколько – прибыльна, т.к.повышение уровня мероприятий по снижению риска способствует уменьшению ожидаемого остаточного ущерба, который должен нести виновник; целесообразнее всего введение стопроцентного самострахования при положительной склонности к риску
Подходы к механизмам страхового покрытия
Стирание границ ответственности Загрязнитель платит премию страховой компании за то, чтобы перейти от установленной законом ответственности за опасность к более выгодной для него ответственности за вину по договору страхования.
Отношение нефтяных компаний к обеспечению экологической ответственности Российские компании Не всегда осознается «добровольный» подход к обеспечению экологической ответственности Интересы экономической результативности превалируют над интересами экологической безопасности Экологические инвестиции носят обязательный (экологические платежи) и вынужденный (компенсация причиненного ущерба) характер; Избирательность экологических стратегий Экополитика компаний ОАО «Лукойл», «Газпром»
Ориентиры современной экологически ответственной политики Изменение этических установок экополитики на основе тенденций информатизации и глобализации. Социальная значимость экополитики, интегрируемая в корпоративную и региональную стратегию развития. Трансформация в управленческие обязательства компаний по отношению к окружающей среде с учетом разработки и применения стандартизованных систем менеджмента.
Экологическая бизнес-этика как основа экологической ответственности устанавливает обязательные с моральных позиций нормы, касающиеся отношения экономических субъектов к окружающей природной среде в межвременном и межпоколенческом аспекте; формирует пространство экологической ответственности бизнеса как за состояние природной окружающей среды и оптимальное ресурсопользование, так и за экологическую безопасность процессов производства и потребления. Тем самым, она дополняет систему формально-правовых требований стандартов и положений законодательства.
Мотивация компаний к реализации этических установок экологической ответственности Влияние законодательства и стандартизация экологической сферы; Влияние стейк-холдеров (банков, страховых компаний, инвесторов, покупателей т.п.); Влияние конкурентов и партнеров, в т.ч.иностранных; информационное воздействие; Усиление социальных установок и ответственности; Морально-этические установки персонального менеджмента компании. Популярность имиджа социально и экологически ответственной компании
Условия эффективной мотивации и усиления социально-экологической ответственности Мотивация к достижению экологических приоритетов в условиях конкурентной среды должна быть не менее сильной, чем финансовые стимулы. Реальные расхождения в этой области как раз и объясняют поведение компаний, осознающих роль и значение экологических проблем, но не предпринимающих эффективных усилий по их разрешению; Осознание того, что эколого-социальная ответственность - это не только имидж, но еще и вложения, которые окупятся в долгосрочной перспективе. В этом отношении стратегическим приоритетом любого эколого ориентированного компании является переход от простого финансирования экологических программ и проектов к социально-экологическому инвестированию;
Условия эффективной мотивации и усиления социально-экологической ответственности Перевод финансирования программ на конкурсную основу по соревновательному типу с учетом привлечения и тесного взаимодействия с органами власти субъекта Федерации и местного самоуправления, а также привлечением общественности и некоммерческих организаций к совместному решению экологических проблем; Для общественной оценки и адекватности отражения результатов экологической деятельности представляется необходимым распространение практики публикации экологических отчетов компаний.
Реализация этических установок экологически ответственной политики требует от компании фундаментального сдвига в принятии управленческих решений путем перехода модели пассивного (реактивного) к активному экологическому менеджменту. Реализация этических установок экологически ответственной политики требует от компании фундаментального сдвига в принятии управленческих решений путем перехода модели пассивного (реактивного) к активному экологическому менеджменту.
Модели экологического менеджмента Пассивный или реактивный экологический менеджмент менеджмент природопользования, который не требует смены существующей традиционной системы бизнеса; реагирует на требования законодательства, общества, и заинтересованных сторон, поскольку это становится неизбежным.
Ориентиры активного экологического менеджмента долгосрочная стратегия развития с учетом рыночных сигналов; открытость и информационная прозрачность принятия и реализации управленческих решений с учетом всего потенциала персонального менеджмента организации; учет комплексного и взаимосвязанного характера всех проблем организации; целостный охват как вещественно-энергетических трансформаций, так и последующих техногенных воздействий, связанных с технологическими процессами в организации; организационные и технические инновации при учете экологической и социальной ответственности; сочетание инструментальных(ориентированных на реальные практические действия) и ценностных (ориентированных на сохранение окружающей среды) взглядов и позиций всех работников организации; применение прогрессивных концепций развития организации и самообучающихся структур.
Ступени (уровни) активности отклика компаний на экологические проблемы
Резюме Экологическая ответственность бизнеса понимается как инвестиции в будущее, качественно меняющие роль и место компании с учетом экологических реалий и приоритетов развития. В рамках экологического менеджмента экологически ответственное поведение предприятия становится императивом его экономического успеха Модели активного экологического менеджмента способствуют включению экологических вопросов во все сферы и направления деятельности компании путем процедурных и управленческих решений, способствующих достижению траектории экологически ответственного менеджмент, бизнеса и политики. Отвлечение средств на обеспечение экологически ответственной деятельности ныне целесообразно рассматривать как форму стратегического инвестирования.
Резюме На современном этапе развития бизнеса наличие экологической стратегии является ключевым элементом и в перспективе, фактором устойчивого и конкурентоспособного развития предприятия Успешность реализации политики экологической ответственности предприятия напрямую зависит от его долгосрочных целей и, самое главное, включенности экологической компонента в корпоративную и региональную стратегию. Данный подход улучшит уровень благосостояния гражданского общества и не допустит роста социально-экологической напряженности.
Благодарю за внимание!