Экологическая модернизация требует следования международным стандартам и «длинных и дешевых» инвестиций, а не «экологического демпинга» Минфин Норвегии по рекомендации комитета по этике Пенсионного фонда страны (The Government Pension Fund – Global) принял решение об исключении из фонда акций российского ОАО ГМК «Норильский Никель» (август–октябрь 2009 г) на основании того, что деятельность компании влечет за собой выбросы неприемлемого количества двуокиси серы и тяжелых металлов. «Норильский никель», являющийся крупнейшим в мире загрязнителем природы Арктики, в 2006 году пролоббировал существенное снижение платы за загрязнение окружающей среды двуокисью серы. Сроки достижения компанией нормативов предельно допустимых выбросов для Заполярного филиала и ОАО «Кольская ГМК» не являются публичным обязательством компании (такая информация отсутствует в профильных разделах сайта компании), а темпы поэтапного снижения выбросов относительно невысоки (2,2.% в 2008 году). По иску дочки «Норильского никеля» – Кольской ГМК – в 2002–2003 годы в России была заблокирована вся система платежей за загрязнение окружающей среды. В результате такой «экологической политики» в Россию не приходят «длинные и дешевые» инвестиции, в частности – средства частных пенсионных фондов.
Экологическая политика, эко-демпинг и конкурентоспособность экономики (1) Для интеграции российской экономики в глобальные экономические процессы необходима ориентация на применение мировых стандартов в области экологической ответственности. (Есть ли стандарты? Как они применяются?) Жуликов (нечестных конкурентов) никто не любит… Увы… Попытки «экологического демпинга» будут ограничивать возможности диверсификации российской экономики и экспорта и приводить к формированию новых нетарифных барьеров для экспорта многих видов российских товаров и услуг на зарубежные экологически-чувствительные рынки (различные виды «углеродных» налогов, ограничения на инвестиции государственных фондов, дополненный «Закон Лейсли» США и аналогичное ему новое регулирование Европейского Союза по исключению доступа на рынки древесины, заготовленной с нарушениями национального законодательства вне ЕС и т.п.).
Экологическая политика, эко-демпинг и конкурентоспособность экономики (2) Сохранение низких экологических стандартов в российском законодательстве и нормативном регулировании грозит дальнейшим снижением конкурентоспособности российской экономики, Аналогия - частичное банкротство и временное огосударствование американских компаний General Motors и Chrysler после проллобированного ими снижения требований к нормам расхода топлива в национальном законодательстве США и создания возможностей «экологического демпинга» на крупнейшем национальном рынке по сравнению со тенденциями повышения экологичности автотранспорта на глобальных рынках. Какая стратегия более выигрышная: выигрыша за счет новых более экологичных технологий (DuPont – Montreal Protocol, Лукойл) или минимизации издержек путем «экодемпинга» (GM-Chrysler, Роснефть)?
Экологическая политика, эко-демпинг и конкурентоспособность экономики (3) За 14 лет после «залоговых аукционов и 8 лет дешевых кредитных ресурсов, крупный российский бизнес практически не начал инвестировать в экологическую модернизацию и под предлогами борьбы «с коррупционными рисками» пытается сохранить возможности для «экологического демпинга». Дайте нам еще 15 лет «спокойной жизни»! (ТПП, РСПП) –их нет и не будет. Цикл технологий. Переносы сроков - Байкал, 95% утилизация НПГ, стандарты топлива Евро-4 и Евро-5. С кем будет конкурировать АВТОВАЗ в 2012 году? В.Лисин (РСПП) – не повторяйте ошибки Европы, уйдем в Китай! ?
В результате лоббирования интересов отдельных компаний против введения международных стандартов страдает городское население Москвы (87% воздушного загрязнения, Роснефть vs TНK-BP, Лукойл, Башнефть)
Как уменьшить роль административных барьеров в экологическом регулировании? (1) Более высокие коррупционные риски усиления государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды в странах с переходной экономикой и развивающихся странах. Приоритет государственной экологической политики - развитие некоррупционных добровольных рыночно-ориентированных механизмов и обязательств товаропроизводителей, таких как добровольные экологические сертификации, заверяемые независимым аудитором (третьей стороной), нефинансовая отчетность и т.п. Рыночные преимущества для тех компаний, которые осознанно используют более высокие (добровольные) экологические стандарты своей деятельности на основе предпочтения потребителем (в первую очередь – средним классом) более экологически-ответственных товаров, по сравнению с более дешевыми товарами с заведомо высоко-негативным экологическим воздействием и/ или с существенными экологическими рисками.
Добровольные механизмы эко- и социальной ответственности ФИ в OECD and OECD Candidate Countries (April 2009)
Как уменьшить роль административных барьеров в экологическом регулировании? (2) Добровольные механизмы повышения экологической ответственности (более высокие стандарты) эффективны только когда обязательные требования государства «отсекают» компании, выбирающие стратегию «экологического демпинга» (закупки незаконно заготовленных природных ресурсов или применение запрещенных в иных странах технологий). Снижение роли экологического регулирования в качестве административного коррупционно-рискованного барьера невозможно без публичности информации о воздействии на окружающую среду для заинтересованных сторон (включая конкурентов). В противном случае коррупционность разрешительной системы будет просто заменена на коррупционность избирательной проверки выполнения деклараций.
Как уменьшить роль административных барьеров в экологическом регулировании? (3) Создание преимуществ экологически ответственной продукции на внутреннем рынке - интеграция показателей экологической ответственности в систему государственных закупок (№ 94 ФЗ 2005 г.) Государство – как собственник – должно инициировать присоединение госкорпораций и госкомпаний к добровольным механизмам экологической и социальной ответственности (нефинансовая отчетность в соответствие с требованиями GRI, заверяемая независимой третьей стороной и др.) Почему и зачем это нужно?
Российская невеста и китайский дракон Успех экономического роста Китая базируется на низкой стоимости рабочей силы страны при производстве товаров с высокой долей добавочной стоимости, а не на низких экологических стандартах. В результате глобализации экономики Китая и экспорта на экологически чувствительные рынки развитых стран происходит быстрая экологизация всей экономики Китая, включая требования к поставщикам природных ресурсов для переработки в Китае (динамика развития сертификации ISO 14001). Ставка на экспорт в Китай продукции с низкой степенью экологической ответственностью крайне опасна, так как привязывает российскую экономику и компании к низкоплатежеспособному внутреннему потреблению в Китае и снижает конкурентоспособность российских товаров и природных ресурсов на других рынках, включая более привлекательные по ценовым характеристикам рынки Японии, Южной Кореи и т.п.
The Color of Stimulus Goes Green. HSBC Global Research