Рациональность - стремление получить максимальную полезность из потребления данного товара при данных бюджетных ограничениях; Рациональность - стремление получить максимальную полезность из потребления данного товара при данных бюджетных ограничениях; Полезность товара – его способность удовлетворять потребности человека или группы людей.
КАРДИНАЛИСТСКИЙ КАРДИНАЛИСТСКИЙ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ НАБОР ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ НАБОР Совокупность товаров и услуг, выбранных потребителем (q1,q2,…qn) СОВОКУПНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ удовлетворение, получаемое от потребления данного набора товаров или услуг (Total Utility, TU)
Количественное соотношение между совокупной полезностью данного набора и объемом его потребления Количественное соотношение между совокупной полезностью данного набора и объемом его потребления ТU=f(q1,q2, …qn).
В большинстве случаев, чем больше объем потребления какого-либо блага, тем больше значение совокупной полезности, получаемой потребителем. Затем наступает насыщение и полезность начинает убывать. В большинстве случаев, чем больше объем потребления какого-либо блага, тем больше значение совокупной полезности, получаемой потребителем. Затем наступает насыщение и полезность начинает убывать.
Добавочная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени, Добавочная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени, MUi=TU'(qi)
Госсен Герман Генрих (1810—1858) Немецкий экономист. Получил юридическое образование. В 37 лет оставил службу и занялся разработкой экономической теории. В 1854 в своей книге «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил общественной торговли» математически обосновал основные принципы теории предельной полезности. Теория Госсена не получила признания у современников, и в 1858 он изъял книгу из продажи и уничтожил весь тираж. В 1889 один экземпляр книги был найден в Британской библиотеке и переиздан. Второе издание – в 1927 г.
Начиная с некоторого момента времени, дополнительная полезность от потребления одного дополнительного блага уменьшается по мере того, как возрастает объем потребления данного блага. Начиная с некоторого момента времени, дополнительная полезность от потребления одного дополнительного блага уменьшается по мере того, как возрастает объем потребления данного блага.
Точка насыщения – объем потребления блага, при котором MU=0 Точка насыщения – объем потребления блага, при котором MU=0
Выбор потребительского набора, который бы принес максимальную совокупную полезность при заданных ценах на товары и доходах потребителя.
такое распределение дохода между товарами, при котором предельная полезность каждого товара на рубль затрат была бы одинаковой, или MU1/P1=MU2/P2=…=MUn/Pn потребитель укладывается в бюджетное ограничение R=P1q1+P2q2+…+Pnqn
1 шаг: Создаем новую функцию, объединяющую функцию полезности и уравнение бюджетного ограничения 1 шаг: Создаем новую функцию, объединяющую функцию полезности и уравнение бюджетного ограничения L=TU(q1,q2) + (p1q1+p2q2- R) где TU(q1,q2) - функция полезности, - коэффициент Лагранжа, p1q1+p2q2-R - бюджетное ограничение
2 шаг: Находим частные производные от L для каждой переменной и приравниваем их к нулю: 2 шаг: Находим частные производные от L для каждой переменной и приравниваем их к нулю: L/ q1= TU/ q1- p1=0 или MU1= p1 L/ q2= TU/ q2- p2=0 или MU2= p1 L/ = p1q1+p2q2 - R =0
3 шаг: Решаем полученную систему уравнений и определяем оптимальную потребительскую корзину (q1*,q2*), удовлетворяющую двум условиям 3 шаг: Решаем полученную систему уравнений и определяем оптимальную потребительскую корзину (q1*,q2*), удовлетворяющую двум условиям p1q1+p2q2 = R, MU1/p1= MU2/p2
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ НЕНАСЫЩЕННОСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА ТРАНЗИТИВНОСТЬ УБЫВАЮЩАЯ ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ
Cовокупность потребительских наборов, обеспечивающих потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей Линия одинаковой полезности
Пример 1. Выбор между дополнительным временем и дополнительным материалом на экзамене Пример 1. Выбор между дополнительным временем и дополнительным материалом на экзамене Пример 2. Выбор между удобством расположения и площадью при покупке квартиры Пример 3. Самостоятельно
Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя; Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя;
MRS (Marginal Rate of Substitution) MRS (Marginal Rate of Substitution) максимальное количество одного товара, от которого готов отказаться потребитель, чтобы получить одну дополнительную единицу другого товара и сохранить неизменной свою совокупную полезность MRS=dq2/dq1 TU(q1,q2)=const
Является непрерывной функцией; Является непрерывной функцией; Через любую точку может быть проведена своя кривая безразличия; Кривые, принадлежащие одной карте безразличия, никогда не пересекаются. Кривые безразличия не имеют участков возрастания
Совершенные заменители Совершенные заменители Совершенно дополняющие Нежелательные Нейтральные Явление насыщения
Совершенные заменители Совершенные заменители
Совершенно дополняющие Совершенно дополняющие
Нежелательные Нежелательные
Нейтральные Нейтральные
Явление насыщения Явление насыщения
БЮДЖЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ область доступных потребителю потребительских наборов
БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ набор комбинаций товаров q1 и q2, которые потребитель может приобрести, расходуя весь свой денежный доход.
КАРТА БЕЗРАЗЛИЧИЯ КАРТА БЕЗРАЗЛИЧИЯ совокупность желаемых товаров
Графическое изображение Графическое изображение
Исследовать предпочтения конечных потребителей вашей продукции. Выявить наиболее значимые положительные характеристики, а также характеристики с отрицательной или нейтральной полезностью. Исследовать предпочтения конечных потребителей вашей продукции. Выявить наиболее значимые положительные характеристики, а также характеристики с отрицательной или нейтральной полезностью. Дайте условное графическое изображение выявленных потребительских предпочтений (используя карту безразличия).