«Создание модели духовно – нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве ДОУ» Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение «Детский сад №8» Подготовила старший воспитатель Курочкина Е.В.
«… Для гражданина России особенно важны моральные и духовно-нравственные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном суверенитете». Президент РФ В.В. Путин «Падение духовно-нравственное предрекает и предваряет падение гражданское…» Святитель Игнатий Брянчанинов
Конституция РФ (ст.44) Национальная доктрина образования РФ на период 2000-2025 г.г. Закон «Об образовании» 2013, с 2007 года введена образовательная область «Духовно-нравственная культура» Концепция «Духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. N 1155 Вступил в силу 1 января 2014 г. Образовательная программа дошкольного образования«Детский сад № 8» от 30 августа 2016 г.
Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» как целостный образовательный проект формирования системы ценностей у детей дошкольного возраста и их родителей.
Система категорий курса пропедевтики «Истоки» В младшей группе (3-4 года) осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга. В средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека. В старшей группе (5-6 лет) в связи с формированием способности к эмоциональной децентрации обращается внимание на штоки ценностей внутреннего мира человека. В подготовительной группе (6 -7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Младшая группа (3-4 года). Слово, Образ, Книга. Средняя группа (4-5 лет) Родной очаг, Родные просторы, Труд земной и Труд Души.
Старшая групп (5-6 лет) Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Традиции: Слова, Образа, Дела, Праздника.
Формы реализации программы
Группы ценностей, составляющих предметное содержание «Истоков» в дошкольном образовании Ценности родной культуры. Родной очаг. Домашнее тепло.
Ценности родной культуры. Колыбельная песня. «Чему доброму научили вас взрослые?»
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ «Доброе слово березке», «Ярмарка»
ЛЮБИМЫЙ ОБРАЗ «Мамочка моя», «Любимое имя».
ПРАЗДНИЧНАЯ ПЕСНЯ «Рождественская ёлочка»
Семейные традиции «Традиции нашей семьи» Образ света «Позови солнышко»
ВЕРНОСТЬ РОДНОЙ ЗЕМЛЕ. «Богатыри и воины - защитники Земли Русской».
ВЕРНОСТЬ РОДНОЙ ЗЕМЛЕ. Благодарная память. Верность и вера.
Ценности деятельности человека: праведный труд на земле. «ПРАВЕДНЫЙ ТРУД», «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ».
Нравственные ценности: забота о ближнем, терпение, сострадание, сорадование в радости. ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ
Кружковая работа считается вариативной частью образовательной программы Воспитательная программа разработана для четырех возрастных групп: младшая (3-4 года); средняя (4-5 лет); старшая (5-6 лет); подготовительная (6-7 лет)
Портфолио духовно-нравственного воспитания.
Проектная деятельность с детьми и родителями в контексте Истоковедения.
Мини – музей «Русская изба»
Взаимодействие со специалистами Взаимодействие с учителем - логопедом Взаимодействие с музыкальным руководителем
Ресурсный круг с семьями СВЕТЛАЯ НАДЕЖДА. «Пасхальное чудо». МАСТЕРА И РУКОДЕЛЬНИЦЫ «Золотые руки»
«Моё семейное древо»
Стенгазета с участием семей: «Всероссийский день любви, семьи и верности», «Ромашковое счастье», «Семья –это главное в жизни».
Взаимодействие с социальными организациями «Книга – праздник души» «Мастера и рукодельницы»
«Вера, совесть, честь, бессовестность – все это смысловые установки личности, которые формируются в деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных слов. Поэтому локомотивом развития ребенка служит содействие ребенка с взрослыми и сверстниками». А.Г. Асмолов
МБДОУ «Детский сад № 8» г. Балахна ул. Фрунзе, д. 20 «а» тел. 8 (831) 449-17-63 [email protected] [email protected] Заведующий ДОУ Н.В. Трошина Старший воспитатель ДОУ Е.В. Курочкина