Проект сюжетно – ролевой игры «Моряки» Воспитатель Гагарина Н.В. МБДОУ Чупинский детский сад
Тип проекта: познавательно – игровой, творческий. Участники проекта: дети старшей группы; воспитатель группы; родители. Возраст детей: 5 - 6лет. Продолжительность проекта: средней продолжительности (2 месяца — март - апрель.)
Проблема: Недостаточные знания детей о том, что есть такая профессия, как моряк; о службе и труде людей на флоте.
Актуальность темы проекта обусловлена тем, что он позволяет максимально обогатить знания и представления дошкольников о труде моряков. Структура и содержание проекта отражают последовательность ознакомления детей с профессиями людей, которые служат на флоте. Условиями реализации проекта являются: создание интереса у детей, участие родителей и педагога группы в реализации проекта. Сюжетно-ролевая игра ориентирована на развитие у воспитанников таких качеств, как чувство уважения к труду взрослых, чувство ответственности при выполнении трудовых поручений.
Н.К.Крупская: «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». Игра для детей – способ познания окружающего мира, в них развивается воображение, фантазия.
Цель проекта: Расширить и обогатить знания детей о профессии моряка, используя для этого игровые формы работы. Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную сюжетную игру детей.
Задачи: 1. Формировать у детей патриотические чувства на основе ознакомления с трудом моряка. 2. Совершенствовать у детей умения творчески развивать сюжет , объединять несколько сюжетов одним содержанием. 3. Закрепить умение брать на себя роль в соответствии с сюжетом игры; 4. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; 5. Подбирать предметы и игрушки в соответствии с ролью; развивать умение сооружать различные конструкции, подбирать детали, игрушки необходимые для игры. 6. Развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь . 7. Продолжать формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры . 8. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к морякам, которое выражается в подражании им в ловкости, быстроте , смелости, стремлении быть похожими на них .
Реализация проекта: Подготовительный этап 1. Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта; 2.Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми и родителями; 3. Подбор материала и оборудования для изготовления атрибутов и непосредственно самой игры; 4. Создание развивающей среды, внесение игр по теме - дидактических, настольно-печатных, художественной литературы, иллюстраций; 5. Сотрудничество с родителями: беседы с о необходимости участия в проекте - сбор необходимого материала; о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ. Основной этап 1. Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций о моряках, кораблях; беседы, рисование, аппликации, дидактические игры. 2. Изготовление пособий, атрибутов и декораций для игры. 3. Беседы по теме: «Моряки. Корабль». 4. Сюжетно – ролевая игра «Моряки». Заключительный этап 1. Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета. Диагностика игровых умений . 2. Участие детей в обсуждении проведенной игры. Оценка умения играть вместе 3. Итоговое интегрированное занятие « Я буду моряком». 4. Презентация проекта.
Ресурсное обеспечение. 1. Подборка книг, картинок и иллюстраций о море и моряках. 2. Изготовление атрибутов для игры: - макета корабля, растяжки с флажками. Флаг. - штурвала, якоря, трапа, спасательного круга, биноклей; - радио-наушников для радиста ; - аквалангов из пластиковых бутылок и ласт; - бескозырки, воротники – гюйсы, фуражка для капитана; - изготовление карт и компаса; - изготовление альбома с различными видами кораблей.
Ожидаемый результат: - У детей сформируются начальные представления о море, кораблях, службе и работе на флоте. - Формирование уважительного отношения к морякам и результатам их труда. - Получение знаний о подготовке и работе моряков. - Дети узнают о новых профессиях: капитан, боцман, радист, кок – повар на корабле. - Обогатится игровой опыт через помощь воспитателю в изготовлении атрибутов к сюжетной игре. - Развитие игровой деятельности на основе сотрудничества; - Формирование коммуникативных навыков. - Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими. - Развитие речи через комментирование игровых действий и действий партнеров. - Возрастёт заинтересованность и вовлечённость родителей в педагогический процесс.
Предшествующая работа: - Чтение художественной литературы о кораблях, моряках: - Просмотр фотографий и видеороликов о море, моряках, кораблях. - Беседы по теме: «Моряки. Корабль». - Беседы о профессии людей, которые несут службу и трудятся на Морском флоте. - Рассматривание иллюстраций и картинок на морскую тематику. - Рисование «По морям – по волнам». - Конструктивная деятельность: корабль из строительного материала, оригами - «Пароход», «Лодочка».
В море ходят корабли Так далеко от земли.
Атрибуты для игры
В море вышли моряки, И отважны, и крепки, И по морю повели В путь далёкий корабли. Хорошо с волной поспорить В бурю, в шторм или в туман… Поскорей бы крикнуть морю: — Здравствуй, море-океан!
«Смелый» и его бравая команда.
Покорители глубин.
Каждый на своём посту
Играя в игру «Моряки», дети отразили знания о профессиях «капитана», «боцмана», «рулевого», «радиста», «моряка», «кока». Знания произведений художественной литературы и мультипликационных фильмов послужили творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни. Дети воплотили свои идеи, умения. Игра прошла в увлекательной, разнообразной и интересной форме. Была создана атмосфера творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность проявить себя и в подготовке и в процессе игровой деятельности. В ходе игры возникали всё новые и новые сюжеты. Появились «мамы и дети», которые провожали и встречали; в море ловили рыбу и акул; тонули и сами друг друга спасали.
Спасибо за внимание