Воспитатели : Вялкова Н.А Тронько О.В МБДОУ ЦРР Д/С №10 «Обучение дошкольников пересказу»
Одной из острых проблем современной педагогики являются речевые проблемы детей дошкольного возраста. Отмечено, что всё больше возрастает количество детей, которые не могут высказаться так, чтобы их поняли, не могут описать события минувшего дня, свои впечатления и чувства. Им остро не хватает словарного запаса. Для того чтобы научиться хорошо говорить, надо много говорить, рассказывать, пересказывать.
Что такое пересказ? Пересказ- это воспроизведение литературного образца в устной выразительной речи, это метод развития связной и монологической речи детей. Это сложный умственный навык, который формируется постепенно в процессе обучения. Это деятельность, которая основывается на развитии памяти, мышления, воображения, речи.
Какие виды пересказов используют в работе с дошкольниками? В ДОУ используют следующие виды пересказов: -Полный; -Выборочный; -Творческий.
Полный пересказ предполагает передачу всего художественного произведения. Он больше соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста, связанных с желанием дословно передать услышанное. Поэтому работа по обучению детей пересказу начинается именно с этого вида.
Выборочный пересказ предполагает воссоздание отдельного эпизода художественного произведения. Как правило, в дошкольном учреждении для выборочного пересказа предлагают отрывки, содержащие диалог действующих лиц.
Творческий пересказ применяют только в работе со старшими дошкольниками, поскольку они уже имеют достаточный опыт воспроизведения текстов . Этот вид пересказа предполагает выполнение творческих заданий, например пересказ от имени определённого героя.
Дошкольников старшего возраста начинают целенаправленно обучать пересказу. Именно в этом возрасте дети способны передавать текст «собственными словами» содержания художественного произведения. Поэтому необходимо показать ребёнку, как можно изменять текст при пересказе. Пригодится использование иллюстративного материала, размещённого в детских книжках. Иллюстрации помогают ребёнку воспроизвести содержание всего произведения или отдельного эпизода, принять участие в розыгрыше диалогов между действующими лицами.
Эффективным средством в процессе обучения является составление плана пересказа. План- это перечень основных частей произведения. Действенными приёмами в составлении плана и удержании его в памяти является использовании серии сюжетных рисунков, схематического изображения основных событий (моделирование), словесные подсказки воспитателя. По данным психологов после пяти лет у детей начинает развиваться монологическая речь. Поэтому именно в этом возрасте значительное внимание следует уделять формированию умения пересказывать самостоятельно.
Пересказ по иллюстрациям можно использовать на всех этапах обучения. Иллюстративный материал позволяет ребёнку более ярко представить героев и события, изображённые в художественном тексте. Опираясь на наглядные образы, ребёнку легче воспроизвести содержание. Пересказ по иллюстрациям всегда происходят после чтения, просмотра рисунков и беседы по содержанию художественного текста
Пересказ по плану используют с детьми пятого-шестого года жизни. План можно предлагать в форме вопросов, в форме указаний, о чём надо рассказывать, или в виде картинного плана. Например: План в форме вопросов к сказке «Лиса и Рак». -С кем лисичка встретилась в поле? -О чём спорили Рак и лиса? -Как Рак обманул Лису? План в форме указаний к сказке «Кривая уточка» -Сначала расскажи о том, как дед и баба нашли в лесу кривую уточку. -Потом расскажи о том, как хроменькая уточка превращалась в девушку и что она делала. -расскажи, почему девушка не захотела остаться дома у деда с бабой. -Расскажи, как она улетела со стаей уток.
Пересказ по частям используют в работе с детьми старшего возраста. Его применяют при условии, что текст, предложенный для пересказа является большим по объёму и его легко разделить на логически завершённые части. Целью этого приёма является уменьшение учебной задачи на одного ребёнка, благодаря его сосредоточению на пересказе определённой части произведения. При проведение пересказа по частям следует использовать план в форме указаний.
Какие требования для произведений для пересказа? Для пересказа подбирают прозаические произведения (сказки, рассказы). Стихотворные тексты следует разучивать наизусть, а не пересказывать, иначе теряется их эмоциональное воздействие. Произведения для пересказа должны быть понятными и доступными детям определённого возраста, близкими к их жизненному опыту. Желательно, чтобы в произведениях были знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера. Для пересказов следует подбирать художественные произведения, имеющие воспитательную ценность, чёткую композицию, динамичный сюжет и небольшой объём. Это должны быть проверенные временем лучшие образцы детской литературы, которые отличаются простым и богатым языком. ( доступен словарь, короткие чёткие фразы, без сложных грамматических форм, наличие сравнений, образных слов и выражений)