Сенцова Татьяна Александровна ГБУ«Катайский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» воспитатель стаж работы 3года высшее педагогическое образование в 2004 году закончила ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» квалификация Социальный педагог специальность «Социальная педагогика»
Тема проекта «Арт - терапевтический сеанс с элементами кукольного театра для детей с ОВЗ» Цель: самореализация детей с ограниченными возможностями здоровья путем внедрения театрализованной деятельности в коррекционно - развивающую работу Задачи проекта: 1. Развивать речевую активность (для «безречевых» детей); 2. Корректировать эмоционально-волевую сферу; 3. Формировать коммуникативные умения и навыки; 4. Создать благоприятную психологическую атмосферу, обогатить эмоционально-чувственную сферу детей; 5. Развивать фантазию и образное мышление. Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети – инвалиды проходящие курс реабилитации в ГБУ «Катайский Р.Ц.»
Арттерапия (от англ. аrt- искусство) – направление в психотерапии и психологической коррекций, основанное на искусстве и творчестве. Арттерапия Художественная Танцевальная Сказкотерапия Песочная Игровая Куклотерапия
Художественная терапия
Танцевальная терапия
Песочная терапия
Игровая терапия
Сказкотерапия
Куклотерапия
Кукольный театр
Формы работы: 1. Групповые занятия. Занятия проходят два раза в неделю по 30 минут. На таких занятиях дети знакомятся с будущим спектаклем, чтение, выбор ролей, разучивание, репетиций и показ спектакля с детьми и для детей. 2. Индивидуальная работа. На индивидуальных занятиях разучивается текст будущего спектакля, стишки, потешки.
Структура проведения занятий: Часть 1. Вводная Цель вводной части - установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу. Познакомить детей с историей кукольного театра, терминологией и видами кукольного театра. Основные процедуры работы это беседа. Беседа « История театра «Петрушка» в России». Познакомить детей с историей кукольного театра. Беседа « Знакомство с видами кукольного театра». Познакомить детей с разными видами кукольного театра. Привить интерес к кукольному театру. Беседа «Словарь театральных терминов». Познакомить детей со словарем театральных терминов.
Часть 2. Продуктивная В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей. Знакомство с будущим спектаклем, звукоподражание и характер героя. Занятие «Звукоподражание». Познакомить детей с голосовым подражанием разных животных. Импровизация звукоподражание животных из сказок детьми. Занятие – игра «Шутки и потешки». Приобщить детей к русской народной традиции, чтение и проговаривание шуток и потешек. Учить отчетливо и эмоционально проговаривать потешки. Занятие – упражнение «Пословицы и поговорки». Учить детей эмоциональной и выразительной речи. Занятие «Знакомство со сказкой «Кот, петух и лиса». Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса», характером и звукоподражанием героев.
Часть 3. Завершающая Цель занятия - получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии. Театрализованное представление по сказке «Кот, петух и лиса». Создать эмоционально – положительный настрой у детей на театрализованное представление.
Виды кукольного театра Кукольный театр Вязанный пальчиковый театр Театр «живой куклы» Кукла - перчатка Театр на магнитах Настольно плоскостной театр
Вязанный Пальчиковый театр Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Их высота всего 7 - 9 сантиметров. Таких малышек можно без труда взять с собой в любое путешествие, на прогулку или при визите к кому-либо. Крохотные марионетки станут товарищами по играм для любого ребёнка. Кукол ребёнок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширмой (если она есть). Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.
Кукла-перчатка Кукла-перчатка, одетая на руку взрослого, «оживает» и тем самым вызывает неподдельный интерес у детишек разного возраста. Ведь она может шевелить руками, здороваться, орудовать различными предметами, разговаривать, смеяться, плакать, петь песни… Такие куколки переносят малышей в сказочный волшебный мир, мир эмоций. Это удивительно – но дети воспринимают театральных кукол самостоятельными живыми существами, охотно разговаривают с ними, делятся своими эмоциями. При этом театральные куклы (или как их называют «куклы-перчатки», «перчаточные куклы», «бибабо») совершенно необходимы детям с рождения и до самой школы.
Театр на магнитах «Магнитный театр» можно смело отнести к серии ««долгоиграющих»» игрушек, которыми ребёнок будет заигрываться многие годы. Это и развивающая и развлекающая игра, побуждающая детей думать, мыслить и фантазировать. С такой игрой можно легко обыгрывать сложные воспитательные моменты, в доступной игровой форме объяснять и наглядно показывать выход из сложных житейских ситуаций. Эта игра изготовлена из сильных магнитных элементов. В комплекте: магнитная доска, любой сюжет из сказки и набор ярких красочных магнитных элементов с изображением героев сказки (герой могут быть созданы из соленого теста, нарисованных или скаченных из интернета герой). Магнитный театр развивает мелкую моторику, память, логику, воображение, пространственную ориентацию, внимание к деталям, приучают к порядку.
Театр «живой куклы» Это театрализованная деятельность, где главный герой – ребенок, переодетый в сказочного героя. Вместе с ребенком выбирается сказка, костюм, оформление сцены, обсуждение характера движения, заучивание слов героя. И вот начинаются репетиций, подборка музыкального сопровождения. И наконец, самое главное показ сказки. Игры – спектакли характеризуются переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Настольно плоскостной театр Подходит детям, начиная с четырех лет. И представляет собой картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Фанерный аналог более долговечен, и расширяет период использования театра. Как правило, набор «посвящен» какой-либо сказке. Дети с большим удовольствием принимают на себя роли знакомых героев. Этот театр привлекает детей не только сюжетными возможностями, но и декорациями. Играя, ребенок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей. При этом они учатся взаимодействовать в игре со сверстниками, у детей развивается память, речь.
Через театрализованную деятельность происходит: всестороннее развитие ребенка; значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе; театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса); Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми. У нас в таких детей верят, любят и поддерживают.