Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII-го вида № 46 «Центр Реабилитации и Милосердия» Калининского района Применение опорных листов и опорных сигналов в условиях коррекционной школы VIII – г о вида Презентацию подготовила Педагог - психолог Цветкова Юлия Сергеевна
Автор методики опорных сигналов - Шаталов Виктор Фёдорович
Опорные сигналы. Методика создания. Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.
Опорный конспект Опорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки. Красочные, многообразные, необычные, опорные сигналы притягивают, создают игровую, непринуждённую обстановку при обучении, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, системность, осмысленность представлений об основных закономерностях и понятиях в их взаимосвязях.
Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы Лаконичность Структурность Наличие смысловых акцентов Автономность Ассоциативность и образность Доступность воспроизведения от руки Цветовая наглядность
1. Лаконичность Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета. Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.
2. Структурность В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно следственные связи. Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения материала.
3. Наличие смысловых акцентов Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.
4. Автономность Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.
5. Ассоциативность и образность Должны возникать и запоминаться четкие ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.
6. Доступность воспроизведения от руки Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой воспроизводимой от руки на бумаге, не высокохудожественной манере.
7. Цветовая наглядность Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета. Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.
Этапы работы по созданию опорного сигнала Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
Этапы работы по созданию опорного сигналаПреобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы. Объедините сигналы в блоки. Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними. Выделите значимые элементы цветом.
Методические рекомендации по разработке опорных листов. В опорном листе обязательно должна быть указана тема; Опорные листы должны быть составлены с учетом уровня развития конкретного учащегося; Чем ниже уровень развития учащегося, тем больше количество опорных листов на каждом этапе выполнения задания; Рисунки и графические задания должны быть достаточно крупными (оптимальный размер шрифта – 16 или 18); Опорный лист не должен содержать больших фрагментов текста, иначе превращается в конспект; Рекомендуется использовать не более 2-х изображений предмета (фотографий) на одном опорном листе; В тексте не рекомендуется использовать более 2-3 цветов для выделения фрагмента (оптимальные: красный (!), синий, черный);