МОУ «СОШ с.Красный Яр» Урок биологии в 11 классе. Индивидуальное развитие организмов Учитель Лахтина Т.К.
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) Онтогенез, или индивидуальное развитие организмов, есть краткое и быстрое повторение филогенеза; или исторического развития вида, к которому данная особь относится. Биогенетический закон.
Цели урока Углубить и систематизировать знания учащихся об этапах индивидуального развития организмов, основных стадиях эмбриогенеза; расширить представления о постэмбриональном развитии (прямом и непрямом) продолжить формирование знаний об организме, как системе, реализующей в онтогенезе свою наследственность развивать умение сравнивать, характеризовать возрастные периоды в индивидуальном развитии, умение работать со схемами, рисунками; воспитывать позитивное отношение к здоровью; формирование гигиенических навыков учащихся на основе раскрытия вредного влияния алкоголя, никотина и других мутагенов на развитие эмбриона человека
План 1.Эмбриология 2.Онтогенез-процесс реализации генетической информации, полученной от родителей. 3.Эмбриональный период а) дробление б)гаструляция в) органогенез - эктодерма: - энтодерма: - мезодерма: 4.Влияние вредных веществ 5.Постэмбриональное развитие а) прямое б) непрямое 6. Возрастные состояния особи.
ЭмбриологияИзучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организмов, занимается эмбриология (от греч. Embryon –зародыш) Основателем современной эмбриологии по праву считается академик Российской Академии К.М. Бэр, сформулировавший закон зародышевого сходства (1828г) Заслуга создания эволюционной эмбриологии принадлежит замечательным русским ученым А.О. Ковалевскому и И.И. Мечникову.
Онтогенез: эмбриогенез + постэмбриональное развитиеОнтогенезом, или индивидуальным развитием, называют весь период жизни особи с момента слияния сперматозоидов с яйцом и образованием зиготы до гибели организма. Онтогенез делится на два периода: 1) Эмбриональный – от образования зиготы до рождения или же выхода из яйцевых оболочек; 2)Постэмбриональный – от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти
Эмбриональный период Оплодотворенное яйцо (зигота )– клетка и в то же время организм на самой ранней стадии развития. В эмбриональном периоде выделяют три основных этапа: дробление, формирование бластулы, гаструляцию, первичный органогенез. В эмбриональном периоде происходит увеличение числа клеток, а затем их дифференцировка.
Дробление или бластуляция Индивидуальное развитие ланцетника Начинается с одноклеточной стадии - зиготы Первая борозда дробления проходит в меридиональной плоскости и делит зиготу на две одинаковые клетки – бластомеры. Вторая борозда тоже меридиональна, но перпендикулярна первой, разделяет оба бластомера и образует четыре сходных бластомера. Следующая борозда широтная – образует восемь клеток. В дальнейшем борозды дробления чередуются. Завершается дробление образованием однослойного многоклеточного зародыша – бластулы, имеющей около 3000 клеток.Первичная полость получила название бластоцели.
Гаструляция Осуществляется путем впячивания части стенки бластулы в первичную полость тела – бластоцель. Бластула переходит в новую стадию, которая называется гаструлой. Гаструла состоит из слоев клеток - зародышевых листков: наружного, или эктодермы и внутреннего, или энтодермы. Затем между энтодермой и эктодермой образуется третий зародышевый листок – мезодерма. Эта стадия зародыша называется нейрулой Сущность процесса гаструляции в перемещении клеточных масс. Клетки зародыша практически не делятся и не растут. Появляются первые признаки дифференцировки- процесса возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша.
Органогенез После завершения гаструляции в клетках разных зародышевых листков начинают функционировать разные группы генов. Из эктодермы закладывается нервная пластинка, развивающаяся в нервную трубку. У позвоночных животных из нервной трубки образуется спинной и головной мозг. Из эктодермы формируются также органы зрительной, обонятельной и слуховой систем, а также наружный слой кожи, эмаль зубов. Образует трубку – будущий кишечник, а выросты зачатка кишечника впоследствии превращаются в печень, поджелудочную железу и легкие. Из нее формируется хрящевой и костный скелет, почки, мышечная, половая и сердечно – сосудистая системы. Сходным образом идет развитие зародышей всех хордовых, в том числе и человека. Специализация клеток зародыша приводит к возникновению первых тканей и органов.
Влияние вредных веществНа протяжении всего периода развития плод человека, связанный через плаценту с организмом матери, находится в постоянной зависимости от факторов окружающей среды и состояния здоровья матери. Если беременная даже изредка употребляет самые легкие алкогольные напитки, то в организме развивающегося плода возникнут патологические реакции на воздействие алкоголя- -«заячья губа», «волчья пасть», сращение пальцев рук, ног, изменение формы головы, груди ,патология внутренних органов. Задержка роста эмбриона, преждевременные роды, выкидыши случаются значительно чаще у курящих женщин, чем у некурящих. Антибиотик актиномицин , не оказывая влияния на организм матери, у зародышей нарушает формирование органов и тканей, особенно глаз и мозга. В Западной Европе в конце 50-х и начале 60 –х годов ХХ столетия беременным в качестве лекарства от тошноты выписывали лекарственный препарат талидомид. Позднее выяснилось, что он вызывал нарушение развития конечностей у плода: кисти или стопы росли прямо из туловища.
Постэмбриональное развитие В момент рождения или выхода из яйцевых оболочек наступает период постэмбрионального развития Развитие может быть прямым или сопровождаться превращением(метаморфозом)- непрямым
Прямое Из яйца или организма матери появляется существо, сходное со взрослым (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) При прямом развитии происходит рост, развитие организма, но общий план строения остается без изменения
Непрямое Образовавшаяся в период эмбрионального развития личинка устроена проще, чем взрослый организм, и отличается от него способами питания, движения и др. (кишечнополостные, плоские и кольчатые черви, ракообразные, насекомые, земноводные). а) развитие с полным превращением четыре стадии – яйцо – личинка(2) – куколка (3)– взрослое насекомое(1) б)развитие с неполным превращением три стадии ,отсутствует стадия куколки –яйцо – личинка – взрослое насекомое)
Возрастные состояния особи Постэмбриональный период развития имеет разную продолжительность Поденки.В личиночном состоянии живут 2 – 3 года, а в половозрелом – от 2 - 3 часов до 2 – 3 дней, в зависимости от видовой принадлежности. У человека постэмбриональный период включает дорепродуктивный, характеризующийся интенсивным ростом и завершающийся половым созреванием, репродуктивный период- стадию зрелости и стадию старости- пострепродуктивный период.
Рефлексия Пресс – конференция (учитель отвечает на вопросы учащихся по теме урока)