ТЕМА УРОКА: КЛАСС ГОЛОВОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ТЕМА УРОКА: КЛАСС ГОЛОВОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Знать многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека. Раскрыть особенности основных классов, которые объединяет тип Моллюски, многообразие видов и их значение в биоценозах. Продолжить формирование умений узнавать изученные виды, обосновывать особенности их строения и значение в биоценозах. Воспитывать бережное отношение к природе. Цель урока Задачи урока
«Сотри случайные черты,и ты увидишь мир прекрасен!» А. Блок
Вам даны единицы систематики животного мира; Царство, вид, тип, класс, семейство, отряд. Расположите их в логической последовательности Переверните карточки, если вы составили верно, то у вас получилось название моллюска Задание Ответ: Устрица
Класс КлассБрюхоногие Двустворчатые
Это интересно Мидия Жемчужница Тридакна Беззубка
ГОЛОВОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ
Входят в цепи питания. Промежуточные хозяева паразитов. Вредители с\х культур. Естественные очистители воды. В природе Источник пищи Источник перламутра и жемчуга. Сырье для промышленности. Разменная монета. Вредители кораблей. В жизни человека
Кто здесь лишний? Почему? Виноградная улитка Жемчужница Устрица
Виноградная улитка (т.к.живет на суше) Жемчужница (т.к. не употребляют в пищу)
От частного к общему Беспозвоночные Мидия Многоклеточные Двустворчатые Мидия Двустворчатые Беспозвоночные Многоклеточные
От частного к общему Моллюск Кальмар Животное Головоногое Кальмар Головоногое Моллюск Животное
Мидия вторая по съедобности ракушка после устрицы. Обитает во всех морях, в прибрежной зоне. Прибоя не боится благодаря биссусным нитям, с помощью которых прикрепляется к окружающим предметам. Биссус близок по составу к шелку, выделяется особой железой в ноге мидии. В античное время из биссуса морских ракушек изготовляли дорогую ткань виссон – «морской шелк». До сих пор в Италии из «морского шелка» шьют перчатки, носовые платки и прочую мелочь.
Обыкновенный кальмар Удивительные глаза у глубоководных кальмаров. У одних они вверх торчат подобно телескопам, у других вытеснены в стороны на тонких стебельках, у третьих вообще разного размера – левый глаз в четыре раза больше правого. Вот для обнаружения китов, для которых глубоководные кальмары – основная пища , и требуются глаза, не свет различающие (его нет в глубине), а тепло.
Тело моллюсков состоит из туловища и ноги. Некоторые моллюски не имеют раковины. Органы дыхания – жабры, у наземных представителей - легкие. Кровеносная система замкнутая. Все моллюски – растительноядные животные. Органы выделения моллюсков почки. Все моллюски – гермафродиты. Нога двустворчатого моллюска служит только для ползания. Тело двустворчатого моллюска состоит из головы, туловища и ноги. Щупальца – головоногих – это видоизмененная нога.
1 вариант 2 вариант
Оцените свои знания по теме. Не огорчайтесь, если получили отрицательный результат. Обратите внимание на промахи. Ценность человека в том, что он умеет видеть и осознавать свои ошибки и прикладывать все усилия к их устранению. Рефлексия 1 Что вам понравилось на уроке? Что было главным? Чему вы научились? Что было для вас трудным? Где могут пригодится эти знания? Рефлексия 2
Беззубка обыкновенная европейская Виноградная улитка Гребешок святого Якова Жемчужница обыкновенная Осьминог обыкновенный
Корабельный червь Обыкновенный кальмар Осьминог обыкновенный Прудовик обыкновенный Перловица обыкновенная
Тридакна гигантская Устрица обыкновенная или съедобная Слизень бахчевой Янтарка