Конкурс презентаций «Интерактивная мозаика» http:/рedsovet.su. Электронный задачник по генетике Автор работы: Галковская Ирина Ивановна учитель биологии МОУ Петровская СОШ Урюпинский район Волгоградская область
Муниципальное образовательное учреждение Петровская средняя общеобразовательная школа Урюпинский район Волгоградская область Электронный задачник Часть 2 Составитель: Галковская И.И.
Содержание (дигибридное скрещивание) Задачи с ответами Задача 2.1 Задача 2.2 Задача2.3 Задача 2.4 Задача 2.5 Задачи в рисунках Задача 2.6 Задача 2.7 Задача 2.8 Задача 2.9 Задача 2.10 Задачи разного содержания:
Задача 2.1 Тыкву, имеющую желтые плоды дисковидной формы, скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плоды. Все гибриды от этого скрещивания имели белую окраску и дисковидные плоды. Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства?
Задача 2.2 У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?
Задача 2.3 Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам родителей? Каков фенотип родительских особей?
Задача 2.4 При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания между собой гибридов первого поколения?
Задача 2.5 Глаукома(заболевание глаз) имеет две формы: одна форма определяется доминантным геном, а другая – рецессивным. Гены расположены в разных хромосомах. Какова вероятность рождения больного ребенка в семье: а)где оба супруга страдают разными формами глаукомы и гомозиготны по обеим парам генов; в) где оба супруга гетерозигоны по обеим парам генов?
Задача 2.6 1.Какие признаки окраски и формы плода томата(красная или желтая, шаровидная или грушевидная)доминируют? Каковы генотипы родителей и гибридов первого и второго поколений?
Задача 2.7 1.Какие признаки окраски и формы плода томата(красная или желтая, шаровидная или грушевидная)доминируют? Каковы генотипы родителей и гибридов первого и второго поколений?
Задача 2.8 Какие признаки – темная или белая, гладкая или мохнатая шерсть доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства?
Задача 2.9 Каковы генотипы родительских растений гороха и гибридов первого поколения, если желтая окраска семян доминирует над зеленой ,а морщинистые семена - рецессивный признак? Почему уже в первом поколении произошло расщепление признаков? Напиши схемы скрещивания.
Задача 2.10 Составьте задачу, используя рисунок. Составьте схемы скрещивания.
Задача 2.11 У человека свободная мочка уха (А) доминирует над несвободной, а подбородок с треугольной ямкой (В) - над гладким подбородком. У мужчины - несвободная мочка уха и подбородок с треугольной ямкой, а у женщины – свободная мочка уха и гладкий подбородок. У них родился сын с несвободной мочкой уха и гладким подбородком. a) Сколько типов гамет образуется у мужчины? b) Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье? c) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
Задача 2.12 Мохнатую белую морскую свинку, гетерозиготную по первому признаку, скрестили с таким же самцом. Определите численное соотношение расщепления потомства по генотипу и фенотипу.
Задача 2.13 У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а карий цвет глаз - над голубым. Какое потомство можно ожидать от брака близорукого кареглазого мужчины с голубоглазой женщиной с нормальным зрением? Определите все возможные генотипы родителей и потомства.
Задача 2.14 Полидактилия (многопалость) и отсутствие малых коренных зубов передаются, как доминантные признаки. Гены этих признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают обеими болезнями и гетерозиготы по этим парам генов?
Задача 2.15 У томатов круглые плоды (А) доминируют над грушевидными, а краснаяокраска плодов (В) - над желтой. Растения с круглыми красными плодами скрестили с растением, обладающим грушевидными желтыми плодами. В потомстве все растенияпринесли круглые красные плоды. a) Какими цифрами отмечены ниже генотипы родителей? b) Какими цифрами отмечены ниже генотипы гибридов? c) Сколько типов гамет образует гибридное растение? d) Какое расщепление по фенотипу должно быть в потомстве, если растение с грушевидными желтыми плодами скрестить с дигетерозиготным (по этим признакам) растением?
Ответы:
Задача 2.1 Р:ААВВ, аавв; потомство АаВв; белая окраска и дисковидная форма доминируют Р:ааВВ,ААвв; потомство АаВв; белая окраска и Дисковидная форма доминируют.
Задача 2.2 1) 25% серых, без щетинок; 25% серых, со щетинками; 25% желтых, со щетинками; 25% желтых, без щетинок. 50% серые, со щетинками; 25% серые без щетинок; 25% желтых без щетинок. 50% серых без щетинок; 50% желтых со щетинками.
Задача 2.3 1)Р - гигантские раннеспелые; 9 норм.раннесп., 3 норм.позднесп., 3гигант.раннесп., 1 гигант.позднесп.; 2) Р – норамльные раннеспелые; 9 норм.раннесп., 3 норм.позднесп., 3гигант.раннесп., 1 гигант.позднесп.; 3)Р – нормальные позднеспелые; 9 гигант.раннесп., 3гигантск. позднесп., 3 нормальн. раннесп., 1 норм. позднесп.;
Задача 2.4 1) доминантные: черный цвет и наличие хохла; бурых без хохла цыплят 6%; генотипы Р – ааВВ, ААвв; первого поколения – АаВв. 2)Доминантные: бурый цвет и отсутствие хохла; бурых без хохла цыплят – 75%; генотипы Р – ААВВ, аавв; первого поколения – 25% черных без хохла; 25% черных с хохлом; 25% бурых с хохлом; 25% черных без хохла.
Задача 2.5 а) 50% больных детей; в)19% больных детей. а)100% больных детей; в) 81% больных детей. а)75% больных детей; в) 25% больных детей.
Молодец!
Подумай!
Неправильно!
Источники текстов задач: Петросова Р.А. Дидактический материал по общей биологии: Пособие для учителей биологии/Р.А.Петросова,Н.Н.Пилипенко,А.В.Теремов.Под ред.А.И.Никишова. – М.:»РАУБ – Цитадель».Мн.:ООО»Белфарпост»,1997. Муртазин Г.М.Задачи и упражнения по общей биологии:пособие для учителей. – М.:Просвещение,1981. Биология.10 класс:поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева,П.М.Бородина,Н.Н.Воронцова 2 часть/авт.сост.А.Ю.Гаврилова.-Волгоград:Учитель,2006г
Список источников иллюстраций www.babyblog.ru-тыква- дисковидная http://likonsta.ucoz.ru – белая тыква http://www.savepics.net –кролик черный http://mego-oboi.ru – белый кролик http://www.zootorg.com – черный кролик http://brilliantcavy.ucoz.ru – кролик http://www.fermer.ru- черный петух http://pda.compulenta.ru – дрозофила http://eco - farmstead.com – курица http://www.solnsad.ru – помидоры желтые http://vseproogord.ru – помидоры красные http://www.pl.al-biz.info – помидоры красные